Судья Молокова Л.К. № 33-5151/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 11 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Жаворонковой В.А., судей Игошевой Г.Н., Чистяковой Н.М., при секретаре Загайновой К.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 12 сентября 2011 года, которым Клубков С.В. признан с 15 февраля 2005 года принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с 09 августа 2010 года участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015» годы, приобретшим право на получение государственного жилищного сертификата на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года. На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области возложена обязанность включить Клубкова С.В. и членов его семьи: жену Клубкову Г.П. и сына К.М.С. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по Управлению ФСИН России по Вологодской области на 2012 год для получения социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в целях приобретения жилого помещения, с 15 февраля 2005 года. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области – Козловой Г.Ю., судебная коллегия установила: Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Вологодской области от 10 мая 2011 года Клубкову С.В. отказано во включении в список граждан-участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год на основании подпункта «а» пункта 22 Правил и со ссылкой на несоблюдение подпункта «а» постановления администрации Вологодской области от 11 декабря 1992 года № 91, выразившееся в превышении занимаемой жилой площади учетной нормы при постановке на учет на улучшение жилищных условий. Не согласившись с правомерностью отказа, 12 августа 2011 года Клубков С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Вологодской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным. Требования мотивировал тем, что с 03 августа 2003 года до настоящего времени истец вместе с женой Клубковой Г.П. и несовершеннолетним сыном К.М.С. , <ДАТА> года рождения, проживает в неблагоустроенной ... квартире общей площадью ... кв.м, жилой – ... кв., по адресу: <адрес>. Жилое помещение расположено в ... кирпичном доме <ДАТА> года постройки с износом по состоянию на 20 марта 2008 года 68%. Истец не имеет в собственности жилых помещений, право на приватизацию не использовал. На основании акта проверки жилищных условий, проведенной комиссией ФБУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области с участием представителей администрации Артюшинского сельского поселения 25 марта 2010 года, установлено проживание истца вместе с семьей в неблагоустроенной квартире и нуждаемость в улучшении жилищных условий. Просил суд: признать Клубкова С.В. принятым с 15 августа 2005 года на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; с 09 августа 2010 года – участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; приобретшим право на получение государственного жилищного сертификата на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года; включить Клубкова С.В. и членов его семьи: жену Клубкову Г.П. и сына К.М.С. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по УФСИН России по Вологодской области на 2012 год для получения социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в целях приобретения жилого помещения с 15 февраля 2005 года; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В судебное заседание истец Клубков С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности Мохнаткин В.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика – УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серова Е.В. исковые требования не признала ввиду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения. В представленных возражениях на иск указала, что на момент постановки в очередь на улучшение жилищных условий Клубков С.В. был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи свыше учетной нормы, установленной в Белозерском муниципальном районе в размере ... кв.м. Представитель третьего лица - Федеральной службы исполнения наказаний России по доверенности Серова Е.Н. указала на необоснованное привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе УФСИН России по Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права, указано, что Клубков С.В. не был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий по подпункту «б» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылка на абзац 2 подпункта «а» пункта 7 Правил также несостоятельна, так как инвалидность истцу установлена спустя 4 года после постановки на учет. В возражениях на кассационную жалобу Клубков С.В. просит оставить решение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленных возражений, полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со статьями 13,23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. В рамках предоставленных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Как следует из названия и содержания подпрограммы, она имела целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную цель имеет и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в действующей редакции), а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 287. Из материалов дела следует, что Клубков С.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы – Федеральном бюджетном учреждении исполнительная колония №..., откуда был уволен 07 апреля 2009 года по пункту «ж» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по болезни с выслугой 17 лет 00 месяцев 23 дня в календарном исчислении. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеназванных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Пунктом 3 указанной Инструкции, утвержденной приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 287, также предусмотрены необходимые условия для участия в подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу. Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах «а»-«б» пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Федерального государственного учреждения исправительная колония №... УФСИН России по Вологодской области от 22 февраля 2005 года Клубков С.В. составом семьи, состоящей из ... человек, в том числе, супруга Клубкова Г.П., сын К.М.С. , был поставлен в очередь на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием постановки на учет послужил пункт «а» постановления администрации Вологодской области № 91 от 11 декабря 1992 года «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области». Согласно справке №... по данным ГП ВО «Череповецтехинвентаризация» от 09 ноября 2010 года, справке администрации Артюшинского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области, общая площадь квартиры, где проживает и зарегистрирована семья Клубковых, расположенной по адресу: <адрес>, составляет ... кв.м., жилая – ... кв.м. Актом проверки жилищных условий заявителя от 25 марта 2010 года установлено, что семья Клубкова С.В. нуждается в улучшении жилищных условий. В пункте 4 акта указано, что на данной площади проживают: Клубков С.В., Клубкова Г.П. и К.М.С. Решением Центральной жилищной комиссии УФСИН России по Вологодской области от 10 мая 2011 года Клубкову С.В. отказано во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011 год по УФСИН России по Вологодской области в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Суд первой инстанции, анализируя представленные доказательства с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно принял во внимание, что Клубков С.В. является инвалидом ... группы, заболевание получено в период военной службы, проживает в неблагоустроенном жилье и в силу абзаца 2 подпункта «а» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных совместным постановлением администрации Вологодской области и Президиума областного Совета Федерации профсоюзов от 11 февраля 1992 года № 1, признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от размера занимаемой площади, в связи с чем имеет право состоять на соответствующем учете. При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении исковых требований Клубкова С.В. является правильным. Судебная коллегия полагает, что обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают. Нарушений судом норм материального или процессуального права не установлено. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 12 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области – без удовлетворения. Председательствующий: В.А.Жаворонкова Судьи: Г.Н.Игошева Н.М.Чистякова