кассационное определение № 33-5067 от 16 ноября 2011 года



Судья Мещерякова Н.В.

№ 33-5067/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

16 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области на решение Кадуйского районного суда от 30 сентября 2011 года, которым исковые требования Комякова И.В. удовлетворены.

Признано незаконным в части решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе №... от 24 августа 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Комякову И.В..

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе обязано зачесть в стаж работы Комякова И.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы с 15 января 2004 года по 31 января 2005 года в качестве водителя пожарного автомобиля в Управлении по делам ГОЧС Кадуйского района и назначить Комякову И.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с 15 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области, судебная коллегия

установила:

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (далее также – пенсионный орган) от 24 августа 2011 года №... Комякову И.В. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» ввиду отсутствия 25-летнего стажа на соответствующих видах работ. По состоянию на 15 августа 2011 года Комякову И.В. пенсионным органом установлен специальный стаж продолжительностью 23 года 11 месяцев 15 дней. При этом в такой стаж ему не зачтен период работы с 15 января 2004 года по 31 января 2005 года в должности водителя пожарного автомобиля в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ...(далее - Управление по делам ГОЧС ...).

Оспаривая правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Комяков И.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области.

Просил суд решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области от 24 августа 2011 №... об отказе в назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости признать незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости спорный период работы, указывая на то, что длительное время работает водителем в пожарной части, которая неоднократно за время его работы реорганизовывалась, но при этом его должностные обязанности не изменялись.

В судебном заседании Комяков И.В. заявленные требования дополнил требованием о возложении на ответчика обязанности назначения ему трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней, то есть с 15 августа 2011 года.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области Смирнова А.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством период работы на должностях в противопожарной службе субъектов Российской Федерации не включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу Комяков И.В. просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает ее подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

При разрешении данного дела суд первой инстанции исходил из того, что истец как при поступлении на работу в пожарную часть, так и в спорный период времени, работал в государственной противопожарной службе, осуществлявшей выполнение работ, направленных на оказание помощи гражданам на территории субъекта Российской Федерации в кризисных ситуациях. Характер деятельности и функциональные обязанности истца фактически не изменились, поэтому переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не может изменить уровень его правовых гарантий на получение льготной пенсии.

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из трудовой книжки Комякова И.В. усматривается, что с 01 января 2004 года 12 отряд по охране ... реорганизован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ... на основании приказа ГУ ГОЧС ... №... от 30 января 2004 года.

В результате данных структурных изменений 12 отряд, где работает истец, с 01 января 2004 года стал находиться в ведении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ....

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Список должностей работников Государственной противопожарной службы, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437.

Пунктом 2 названного постановления № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации. В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации либо Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не учтено, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями.

Таким образом, само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должности, обозначенной в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437, существенным для разрешения данного спора не является.

При таком положении состоявшееся по делу решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 30 сентября 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение:

Комякову И.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области о включении периода работы с 15 января 2004 года по 31 января 2005 года в качестве водителя пожарного автомобиля в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ... в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и назначении трудовой пенсии по старости с 15 августа 2011 года отказать.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: В.Н. Белякова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200