Судья Молокова Л.К. № 33-5156/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 11 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Билевой Л.И., Король И.Н., при секретаре Ивановой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 22 сентября 2011 года, которым признано незаконным и не порождающим правовых последствий решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области №... от <ДАТА> в части отказа Улановой Л.А. во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 3 августа 1982 года по 4 октября 1982 года в должности медицинской сестры, с 5 декабря 1982 года по 20 января 1983 года в должности операционной медицинской сестры, с 21 января 1983 года по 31 мая 1985 года в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 1 июня 1985 года по 31 марта 1986 года в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №...; с 1 апреля 1986 года по 31 января 1987 года в должности медицинской сестры послеродового отделения; с 1 февраля 1987 года по 14 августа 1987 года, с 7 июня 1988 года по 30 августа 1991 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных и недоношенных детей; периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 августа 1987 года по 6 июня 1988 года; периода нахождения на повышении квалификации с 5 октября 1982 года по 4 декабря 1982 года; периода работы с 21 ноября 2002 года по 31 января 2004 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета общества с ограниченной ответственностью "П."; периода работы с 2 февраля 2004 года по 31 декабря 2005 года, с 2 января 2006 года по 30 марта 2007 года в должности медицинской сестры стоматологического и оториноларингологического кабинета общества с ограниченной ответственностью "Ж.", и отказа в досрочном назначении трудовой пенсии. На государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области возложена обязанность включить Улановой Л.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 3 августа 1982 года по 4 октября 1982 года в должности медицинской сестры, с 5 декабря 1982 года по 20 января 1983 года в должности операционной медицинской сестры, с 21 января 1983 года по 31 мая 1985 года в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 1 июня 1985 года по 31 марта 1986 года в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №...; с 1 апреля 1986 года по 31 января 1987 года в должности медицинской сестры послеродового отделения; с 1 февраля 1987 года по 14 августа 1987 года, с 7 июня 1988 года по 30 августа 1991 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных и недоношенных детей; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 августа 1987 года по 6 июня 1988 года - в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев; период нахождения на повышении квалификации с 5 октября 1982 года по 4 декабря 1982 года; период работы с 21 ноября 2002 года по 31 января 2004 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета общества с ограниченной ответственностью "П." период работы с 2 февраля 2004 года по 31 декабря 2005 года, с 2 января 2006 года по 30 марта 2007 года в должности медицинской сестры стоматологического и оториноларингологического кабинета общества с ограниченной ответственностью "Ж." - в календарном исчислении. На государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области возложена обязанность назначить Улановой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с <ДАТА>. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения Улановой Л.А., ее представителя Гарафутдинова О.И., представителя ГУ – УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области по доверенности Куваевой Ю.В, судебная коллегия установила: решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области, пенсионный орган) от <ДАТА> №... Улановой Л.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) ввиду отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа (л.д. 10-11). На дату определения права, <ДАТА>, специальный стаж исчислен пенсионным органом в размере ... года ... месяца ... дней. Периоды работы Улановой Л.А. с 03.08.1982 по 04.10.1982 в качестве медицинской сестры, с 05.12.1982 по 20.01.1983 в качестве операционной медицинской сестры, с 21.01.1983 по 31.05.1985 в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 01.06.1985 по 31.03.1986 в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №... не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку документально не подтверждено отделение, в котором протекала работа, предусмотренное Перечнем отделений хирургического профиля, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377 (далее – Перечень отделений хирургического профиля). Периоды работы истца с 01.04.1986 по 31.01.1987 в должности медицинской сестры послеродового отделения, с 01.02.1987 по 14.08.1987, с 07.06.1988 по 30.08.1991 в должности медицинской сестры палат новорожденных и недоношенных детей не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев на том основании, что Перечнем отделений хирургического профиля указанные отделения не предусмотрены. Не засчитан в специальный стаж Улановой Л.А. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 15.08.1987 по 06.06.1988 по мотиву того, что согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее – Постановление № 464) указанная льгота применяется лишь за выполнение работы. Период работы Улановой Л.А. с 01.10.1996 по 30.09.1997 в должности медсестры ТОО «А.» исключен из специального стажа, поскольку Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395 данное учреждение не предусмотрено. В специальный стаж Улановой Л.А. не включены периоды ее работы с 21.11.2002 по 31.01.2004 в должности медицинской сестры стоматологического кабинета общества с ограниченной ответственностью "П." (далее – ООО "П."), с 02.02.2004 по 31.12.2005, с 02.01.2006 по 30.03.2007 в качестве медицинской сестры стоматологического кабинета и оториноларингологического кабинета общества с ограниченной ответственностью "Ж." (далее – ООО "Ж."») на том основании, что данные учреждения не поименованы Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Списки № 781), кроме того сведения на истца представлены работодателями общими условиями. Также в специальный стаж Улановой Л.А. не включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 05.10.1982 по 04.12.1982. Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 06.01.1999 по 10.01.1999, 01.01.2002, 01.01.2006 не засчитаны в специальный стаж, поскольку Разъяснением от 22.05.1996 № 5, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516), данный вид отпуска не предусмотрен. Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Уланова Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области. Просила суд признать незаконным и не порождающим правовых последствий вышеприведенное решение ответчика, возложить на ГУ – УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области обязанность включить в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, следующие периоды работы: с 03.08.1982 по 04.10.1982 в должности медицинской сестры, с 05.12.1982 по 20.01.1983 в должности операционной медицинской сестры, с 21.01.1983 по 31.05.1985 в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 01.06.1985 по 31.03.1986 в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №... как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с 01.04.1986 по 31.01.1987 в должности медицинской сестры послеродового отделения как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с 01.02.1987 по 14.08.1987, с 07.06.1988 по 30.08.1991 в должности медицинской сестры палаты новорожденных и недоношенных детей как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.08.1987 по 06.06.1988 как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; период нахождения на повышении квалификации с 05.10.1982 по 04.12.1982 как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с 21.11.2002 по 31.01.2004 в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО "П." календарно; с 02.02.2004 по 31.12.2005, с 02.01.2006 по 30.03.2007 в должности медицинской сестры стоматологического и оториноларингологического кабинета ООО "Ж." календарно; назначить пенсию с 02.06.2011; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей. В обоснование требований указала, что периоды ее работы с 03.08.1982 по 04.10.1982 в качестве медицинской сестры, с 05.12.1982 по 20.01.1983 в качестве операционной медицинской сестры, с 21.01.1983 по 31.05.1985 в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 01.06.1985 по 31.03.1986 в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №... подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 464, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Полагала, что подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, по пункту 2 Постановления № 464 периоды ее работы с 01.04.1986 по 31.01.1987 в должности медицинской сестры послеродового отделения, с 01.02.1987 по 14.08.1987, с 07.06.1988 по 30.08.1991 в должности медицинской сестры палат новорожденных и недоношенных детей, поскольку палата новорожденных и недоношенных детей входит в состав родильного отделения, которое также как и послеродовое отделение отнесено Списками № 781 к отделениям хирургического профиля. Считала подлежащим включению в специальный стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.08.1987 по 06.06.1988 на основании разъяснений Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11. Период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в льготный стаж, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в силу пункта 4 Правил № 516. Кроме того, необоснованно исключены из специального стажа периоды ее работы с 21.11.2002 по 31.01.2004 в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО "П.", с 02.02.2004 по 31.12.2005, с 02.01.2006 по 30.03.2007 в качестве медицинской сестры стоматологического кабинета и оториноларингологического кабинета ООО спортивно"Ж.". Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истец Уланова Л.А. и ее представитель Гарафутдинов О.И. отказались от требований в части взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере ... рублей, в остальной части требования просили удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области по доверенности Куваева Ю.В. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении Управления. Пояснила суду, что в отношении первого периода у истца не доказан хирургический профиль работы, в отношении второго периода - данное отделение не входит в перечень, период декрета не входит в льготный стаж, поскольку льготный стаж засчитывается только за фактически отработанное время, по последнему периоду - истец работала не в государственном учреждении. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в г. Вологда Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указано, что судом первой инстанции необоснованно зачтены в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периоды работы Улановой Л.А. с 03.08.1982 по 04.10.1982 в качестве медицинской сестры, с 05.12.1982 по 20.01.1983 в качестве операционной медицинской сестры, с 21.01.1983 по 31.05.1985 в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 01.06.1985 по 31.03.1986 в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №..., поскольку не указаны отделения, в которых работала истец в данные периоды. В соответствии со справкой Родильного дома №... не представляется возможным указать наименование отделения в связи с его отсутствием в приказах, лицевых счетах, карточке Т-2. Неправильным является и вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж Улановой Л.А. в льготном исчислении периодов работы с 01.04.1986 по 31.01.1987 в должности медицинской сестры послеродового отделения, с 01.02.1987 по 14.08.1987, с 07.06.1988 по 30.08.1991 в должности медицинской сестры палат новорожденных и недоношенных детей, так как Перечнем отделений хирургического профиля, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377, указанные отделения не поименованы. Кроме того, неправомерно зачтены судом первой инстанции в специальный стаж истца и периоды работы в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО "П." с 21.11.2002 по 31.01.2004, а также в качестве медицинской сестры стоматологического кабинета и оториноларингологического кабинета ООО "Ж." с 02.02.2004 по 31.12.2005, с 02.01.2006 по 30.03.2007. Указанные организации Постановлением № 781 не поименованы, к тому же по организационно-правовой форме они не являются учреждениями. Улановой Л.А. не представлено доказательств того, что в данные периоды она работала на полную ставку. Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации не оспаривают. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Удовлетворяя исковые требования Улановой Л.А. в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы с 03.08.1982 по 04.10.1982 в качестве медицинской сестры, с 05.12.1982 по 20.01.1983 в качестве операционной медицинской сестры, с 21.01.1983 по 31.05.1985 в должности и.о. старшей операционной медицинской сестры, с 01.06.1985 по 31.03.1986 в должности операционной медицинской сестры Родильного дома №..., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку в спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельность в должности операционной медицинской сестры в Родильном доме №..., то есть осуществляла работу на должности среднего медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения в отделении хирургического профиля. Позиция истца о льготном порядке исчисления указанных периодов основана на применении Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, пунктом 2 которого установлено исчисление сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Таким образом, согласно указанной норме, обстоятельством, подлежащим установлению в данном случае, является осуществление работы в отделении хирургического профиля стационара. В должностные обязанности Улановой Л.А. в соответствии с функциональными обязанностями операционной медсестры входило участие во всех операциях на всех отделениях: кесарево сечение, перинеотомия, эпизиотомия, щипцы, вакуум, ручное отделение последа, осуществление перевязок и снятие швов послеоперационным больным (л.д. 24). Учитывая установленные обстоятельства и требования пенсионного законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж Улановой Л.А. спорных периодов работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Правомерно применены судом аналогичные нормы пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999, Постановление Совета министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 при включении в льготный стаж Улановой Л.А. периодов ее работы с 01.04.1986 по 31.01.1987, с 01.02.1987 по 14.08.1987, с 07.06.1988 по 30.08.1991 в должности медицинской сестры послеродового отделения, медицинской сестры палаты новорожденных и недоношенных детей Родильного дома №... (л.д. 13). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городских и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее -Список № 781) и Правила исчисления периодов работы. Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.10.2002 № ЛЧ-25-25/9480 «О применении льготы 1 год за 1 год и 6 месяцев при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, без требований факта участия в хирургических операциях» льгота по исчислению среднему медицинскому персоналу стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением льготы, установленной абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы в этих должностях и подразделениях за 1 год и 6 месяцев может применяться в отношении среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических операций. Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1997 № 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» предусмотрено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие - врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Учитывая требования законодательства и установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что послеродовое отделение, а также палата новорожденных и недоношенных детей Родильного дома №... являются отделениями хирургического профиля, в связи с чем правомерно засчитал в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев спорные периоды. Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о включении периода нахождения Улановой Л.А. в отпуске по уходу за ребенком с 15.08.1987 по 06.06.1988 в подсчет специального стажа в льготном исчислении, поскольку, принимая во внимание, что в периоды отпуска по беременности и родам женщине выдается листок нетрудоспособности и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении с нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранение всех гарантий, в том числе, включение периодов нахождения в указанных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии подлежит в льготном исчислении в силу следующего. В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку период нахождения Улановой Л.А. в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992, он подлежит включению в специальный стаж, на него распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Учитывая, что в спорный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истец сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждении, работа в котором дает право на льготное исчисление данных периодов, суд первой инстанции правомерно включил данный период в стаж лечебной деятельности также в льготном исчислении. Оснований для пересмотра данных выводов суда первой инстанции судебная коллегия не находит. Обоснован вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов работы Улановой Л.А. с 21.11.2002 по 31.01.2004 в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО "П." и с 02.02.2004 по 31.12.2005, с 02.01.2006 по 30.03.2007 в должности медицинской сестры стоматологического и оториноларингологического кабинета ООО "Ж.". Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции Российской Федерации. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.03.2004 № 81-О указал, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию. С учетом изложенного термин «учреждение здравоохранения» должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. Право Улановой Л.А. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. То обстоятельство, что Список № 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе «Наименование учреждений» данного Списка такого наименования как «общество с ограниченной ответственностью», не может служить основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж истца. Согласно представленным в материалы дела документам ООО "П.", ООО "Ж." имеют лицензии на медицинскую деятельность (л.д. 46-60), оказывают медицинскую помощь населению. В отношении должностей, занимаемых Улановой Л.А. в ООО "П." ООО "Ж.", споров у сторон не возникало. Таким образом, судебная коллегия с учетом приведенной выше правовой позиции, полагает правильным вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж Улановой Л.А. в календарном исчислении периодов работы с 21.11.2002 по 31.01.2004 в должности медицинской сестры стоматологического кабинета ООО "П.", с 02.02.2004 по 31.12.2005, с 02.01.2006 по 30.03.2007 в должности медицинской сестры стоматологического и оториноларингологического кабинета ООО "Ж." Принимая во внимание, что на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии (<ДАТА>) с учетом периодов, включенных судом, Уланова Л.А. имела специальный стаж работы в размере ... года ... месяца ... дней, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с <ДАТА>. Оценка представленных доказательств в их совокупности произведена судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, кроме того им дана надлежащая правовая оценка в мотивировочной части судебного постановления. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области – без удовлетворения. Председательствующий И.Н. Бочкарева Судьи Л.И. Билева И.Н. Король