Кассационное определение № 33-5317 от 23 ноября 2011 года



Судья Мацола Г.Н.

№ 33-5317/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

23 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Король И.Н., Беляковой В.Н.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Хомяковой Н.М. на решение Нюксенского районного суда от 29 сентября 2011 года, которым её исковые требования удовлетворены частично. Решение комиссии государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области от 04 августа 2011 года об отказе в назначении досрочной пенсии признано незаконным и не порождающим правовых последствий в части.

В стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, Хомяковой Н.М. зачтены следующие периоды: с 06 октября 1992 года по 06 ноября 1993 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 22 января 2007 года по 13 апреля 2007 года - время нахождения на курсах повышения квалификации; с 01 февраля 2008 года по 30 июня 2011 года работа в качестве медицинской сестры Медико-санитарной части общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта».

Отказано в удовлетворении требований по включению в специальный стаж периода работы с 09 августа 1995 года по 29 декабря 2006 года фельдшером Военного комиссариата Нюксенского района и возложении на ответчика обязанности рассмотреть вопрос досрочного назначения Хомяковой Н.М. трудовой пенсии по старости с учетом зачтенных периодов работы с момента обращения с 27 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения Хомяковой Н.М., судебная коллегия

установила:

Решением государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области (далее ГУ – ОПФР в Нюксенском районе) от 04 августа 2011 года №... Хомяковой Н.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого (25 лет) стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения (л.д. 9).

Специальный стаж исчислен пенсионным органом на дату обращения в размере 8 лет 4 месяца 16 дней.

В стаж Хомяковой Н.М., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не включен период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 06 октября 1992 года по 06 ноября 1993 года со ссылкой на пункт 21 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда», согласно которому в связи со вступлением в силу Закона Российской Федерации от 05 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж с 06 октября 1992 года.

В специальный стаж Хомяковой Н.М. не включен период работы фельдшером Военного комиссариата Нюксенского района с 09 августа 1995 года по 29 декабря 2006 года на основании того, что указанное учреждение не поименовано ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни ранее действовавшим Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, ни в номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 ноября 1999 года № 395.

Со ссылкой на пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, из специального стажа Хомяковой Н.М. исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с 22 января 2007 года по 13 апреля 2007 года.

Кроме того, из специального стажа исключен период работы истицы в должности медицинской сестры Медико – санитарной части общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (далее - ООО «Газпром трансгаз Ухта») с 01 февраля 2008 года по 30 июня 2011 года с указанием на то, что сама медико – сантарная часть не является юридическим лицом, страхователем по отношению к работникам является ООО «Газпром трансгаз Ухта», которым сведения о застрахованном лице – Хомяковой Н.М., представлены в пенсионный орган общими условиями без указания кода льготы.

Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Хомякова Н.М. обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФР в Нюксенском районе. Просила признать решение от 04 августа № 100 незаконным и не порождающим правовых последствий, зачесть в льготный стаж исключенные ответчиком периоды и обязать его назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением в пенсионный орган с 27 июля 2011 года.

Требования мотивировала тем, что отпуск по уходу за ребенком начался у неё до вступления в силу изменений законодательства. В период работы фельдшером военного комиссариата она выполняла обязанности медицинского работника, согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 08 октября 1992 года № 18 льготы работников воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации распространяются на медицинских работников. Повышение квалификации является обязанностью медицинских работников и потому период нахождения на курсах должен включаться в специальный стаж. Работая медицинской сестрой в медико – санитарной части ООО «Газпром трансгаз Ухта», она выполняет лечебную работу, учреждение имеет лицензию на медицинскую деятельность.

В судебном заседании Хомякова Н.М. просила об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ – ОПФР в Нюксенском районе Кривоногова Н.В. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении об отказе в назначении пенсии.

Определением судьи от 06 сентября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта» Нюксенское линейное производственное управление магистральных газопроводов и военный комиссариат по Нюксенскому и Тарногскому районам Вологодской области (л.д.50).

Представитель третьего лица филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта» Нюксенское линейное производственное управление магистральных газопроводов Попов С.Е. не возражал против удовлетворения требований истицы. Суду пояснил, что врачебные здравпункты в ходят в состав филиала. Начальнику филиала выдана доверенность на подписание документации, которая сдается во внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации и они неоднократно предлагали ответчику дать им возможность сдавать сведения по медицинским работникам с указанием кода льготы, но получали отказ.

Военный комиссариат по Нюксенскому и Тарногскому районам Вологодской области о времени и месте судебного разбирательства извещен, представитель в судебное заседание не явился, возражения на иск представлены в письменном виде (л.д. 61-62).

Начальник отдела военного комиссариата Вологодской области по Тарноскому и Нюксенскому районам Попов С. В возражениях на иск указал, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и осуществляют при содействии органов исполнительной власти в мирное время подготовку граждан Российской Федерации к призыву на военную службу. Участвуют совместно с органами исполнительной власти и представителями медицинских организаций (военно – медицинских учреждений) в контроле за медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу, военные сборы. Кроме того, военные комиссариаты при содействии органов исполнительной власти и медицинских учреждений осуществляют медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением к месту её прохождения, контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе, а также медицинское освидетельствование граждан, не состоявших на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные учреждения, и граждан, пребывающих в запасе.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Хомякова Н.М. просит об отмене решения суда и зачете её работы в военкомате в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Указывает, что, работая фельдшером военного комиссариата, она осуществляла работу по обследованию граждан, проходящих службу в Вооруженных силах Российской Федерации, подготовку и проведение диспансерных осмотров, планирование и проведение лабораторных исследований и профилактических прививок всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, производила контрольные осмотры призывников, участвовала в работе призывной комиссии.

В возражения на кассационную жалобу ГУ – ОПФР в Нюксенском районе просит оставить решение суда без изменения, указывая на его законность.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения исходя из доводов кассационной жалобы, полагает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Названным Списком не предусмотрено право лиц, работающих в должности «фельдшер» в учреждении «военный комиссариат» на льготное пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В спорный период работы Хомяковой Н.М. действовали Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, введенный на территории Российской Федерации с 01 ноября 1999 года. Однако и эти Списки в перечне учреждений такого учреждения как «военный комиссариат», которое учреждением здравоохранения не является, не предусматривали.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 были утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, пунктом 1 которых было предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Доказательств того, что она осуществляла свою деятельность в качестве фельдшера во врачебном (фельдшерском) здравпункте или медицинском пункте, являющемся структурным подразделением военного комиссариата, Хомяковой Н.М. суду не представлено и в материалах дела таких данных не имеется.

Анализ должностной инструкции фельдшера военного комиссариата (л.д.82-83) позволяет сделать вывод о том, что непосредственной лечебной работой фельдшер военного комиссариата не занимается, выполняет обязанности секретаря военно-врачебной комиссии, заполняет журналы военно-врачебной экспертизы, участвует в организации и проведении инструктивно-методических занятий с врачами-специалистами, привлекаемыми к медосвидетельствованию граждан, разрабатывает планирующую документацию, занимается контролем организации и анализом результатов лечебно-оздоровительных мероприятий граждан, участвует в разработке документации, занимается отчетами и дает разъяснения по вопросам медосвидетельствования граждан.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для зачета в специальный стаж периода работы Хомяковой Н.М. в должности фельдшера военного комиссариата, судебная коллегия считает решение суда в этой части законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

С учетом вышеизложенного доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда в оспариваемой части.

Вместе с тем, при включении в специальный стаж периода нахождения Хомяковой Н.М. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 06 октября 1992 года по 06 ноября 1993 года в календарном порядке, суд не учел, что на момент предоставления этого отпуска она работала в должности акушерки родильного отделения ... центральной больницы и работа в этой должности зачтена ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года пункту 2 Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с которым работа в должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, как один год работы в этой должности и подразделении за один год и шесть месяцев.

При этом в соответствии с редакцией статьи 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до 06 октября 1992 года, и пунктом 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Соответственно, период нахождения Хомяковой Н.М. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 06 октября 1992 года по 06 ноября 1993 года так же должен при подсчете специального стажа учитываться не в календарном, а в льготном исчислении, поэтому судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить и зачесть указанный период в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нюксенского районного суда от 29 сентября 2011 года изменить в части зачета в календарном порядке в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, Хомяковой Н.М. периода нахождения с 06 октября 1992 года по 06 ноября 1993 года в отпуске по уходу за ребенком до 1.5 лет, зачесть этот период в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев.

В остальном решение Нюксенского районного суда от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хомяковой Н.М. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200