Кассационное определение №33-5311 от 23 ноября 2011 года



Судья Решетов В.Н.

№ 33-5311/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

23 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора прокуратуры Междуреченского района, участвовавшего в деле, Соколовой М.В. на решение Междуреченского районного суда от 19 октября 2011 года, которым в удовлетворении заявленного исполняющим обязанности прокурора Междуреченского района Вологодской области требования о возложении на администрацию Междуреченского муниципального района в срок до 01 июля 2012 года обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации Междуреченского муниципального района, расположенного в селе <адрес>, путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующих строительным нормам и правилам, отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., поддержавшей представление, судебная коллегия

установила:

прокурор Междуреченского района Вологодской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на администрацию Междуреченского муниципального района в срок до 01 июля 2012 года создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района, расположенное по адресу: <адрес> путём установки на входе пандуса с перилами, соответствующими действующим строительным нормам и правилам.

В обоснование иска указал, что администрацией района не исполняются требования законодательства о социальной защите инвалидов в части дублирования лестниц пандусами, а при необходимости и другими средствами подъема, предусмотренными ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Требования по установке пандусов с перилами, других средств подъема определены строительными нормами и правилами (далее СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждёнными постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Проверкой прокуратуры установлено, что на территории района проживает 1118 инвалидов, из них 22 - пользуются креслами-колясками. Вместе с тем, большинство объектов социальной инфраструктуры района, в том числе, здание районной администрации в с.Шуйское, не оборудованы специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, что нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В. заявление поддержала.

Представитель администрации Междуреченского муниципального района Паличев А.К. требования не признал. Полагает, что в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации законодательство, принятое значительно позже момента постройки указанного здания не может применяться к данным правоотношениям. По действующему законодательству в обязательном порядке обустройство входа в здания социальной инфраструктуры пандусами, перилами, дублирующими лестницы, предусматривается лишь при проектировании новых зданий, их строительстве, реконструкции.

Кроме того, средства на строительство этих устройств в текущем году в бюджете муниципального района не запланированы. Данный вопрос будет решен при проведении капитального ремонта здания либо его реконструкции.

Представитель третьего лица - Управления труда и социальной защиты населения Междуреченского муниципального района Лихачева И.А. заявление прокурора района поддержала.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и указывая на нарушение судом норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационного представления прокурора, участвовавшего в деле, находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению, а решение суда отмене в связи с нарушением, неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции согласился с мнением прокурора о необходимости соблюдения прав и законных интересов инвалидов при посещении ими учреждений и организаций социальной инфраструктуры, а также органов власти, в том числе администрации района, поскольку они гарантированы Конституцией Российской Федерации и законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Не отрицается также отсутствие надлежащих условий для беспрепятственного посещения администрации района инвалидами и необходимость оборудования входа в здание администрации пандусами и другими приспособлениями.

Отказ в удовлетворении требования суд мотивировал тем, что здание администрации введено в эксплуатацию в 1961 году, соответствующие приспособления для посещения инвалидов не были предусмотрены строительными нормами и правилами при его строительстве. Действующие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малобобильных групп населения» утверждённых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» к возникшим правоотношениям не применяются. Кроме того указывает на отсутствие у ответчика денежных средств на эти цели.

Однако указанные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того судом нарушены нормы процессуального права, которые выразились в том, что собственник имущества в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области к участию в деле не привлечен.

Судебная коллегия полагает не правильным указанное суждение суда первой инстанции. С доводами, изложенными в кассационном представлении прокурора, следует согласиться, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач органов власти всех уровней.

Разрешая заявление, суд установил, что администрация Междуреченского муниципального района использует для своих нужд административное здание 1961 года постройки, расположенное в <адрес>, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации, имеет реестровый №..., что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества №... от 13.11.2000, выданным Комитетом по управлению имуществом Вологодской области. Здание закреплено за администрацией района на праве пользования в соответствии с договором №... от 14 февраля 2001 года между КУИ области и администрацией Междуреченского района.

На территории Междуреченского муниципального района проживает 1118 инвалидов, из которых 22 человека пользуются креслами - колясками.

Большинство объектов социальной инфраструктуры района (в основном здания, которые построены несколько десятков лет назад) не оборудованы приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ в них инвалидов, особенно из числа пользующихся креслами - колясками.

Пандуса, перила на входе в здание администрации района или иные устройства, обеспечивающее доступ лицам, использующим кресла - коляски, отсутствуют, поскольку действовавшие на момент проектирования и строительства здания СНиПы и иное законодательство не предусматривали в обязательном порядке наличие данных устройств.

Вход в здание администрации Междуреченского района ответчиком и собственником здания также не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание органа местного самоуправления.

Судебная коллегия находит отказ в удовлетворении требования прокурора незаконным и приходит к выводу о том, что данное строение, которым ответчик пользуется на основании договора от 14.02.2001 №... о предоставлении государственного имущества на праве пользования, принадлежащее Российской Федерации (федеральное имущество) является объектом социальной инфраструктуры, деятельность администрации района носит публичный характер, посещение администрации района значительным количеством граждан, в том числе и инвалидами, пользующимися колясками, возможно практически ежедневно.

Судом не учтено, что создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры предусматривалось ранее действовавшей Федеральной программой «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 №.... Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральных целевых программ.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание администрации Междуреченского муниципального района.

СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Неопределенный круг лиц, в том числе и инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться без специальных средств вправе обращаться в органы местного самоуправления за разрешением различных вопросов жизнедеятельности, однако при посещении здания администрации им не обеспечена возможность беспрепятственного посещения ввиду отсутствия приспособлений для колясок, других технических сооружений и приспособлений. Все это создает невозможность решения указанными лицами различных вопросов, нарушает права и законные интересы указанной категории инвалидов.

Часть 3 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что государственные и муниципальные расходы на создание таких условий осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, поэтому вывод суда о том, что данные расходы в бюджете района не предусмотрены, несостоятелен и документально не подтвержден. Денежные средства на эти цели должны предусматриваться в бюджете ежегодно, отсутствие их не является основанием для отказа в удовлетворении требований.

В соответствии с п.4 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики постановлено министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации. краев, областей, предприятиям, учреждениям и организациям начать в 1993 году и не позднее 2003 года завершить реконструкцию застройки городов и других поселений, приспособление зданий и сооружений в целях обеспечения доступности их для инвалидов.

Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции относительно отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований обеспечить доступ инвалидов в здание администрации района являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению. Судебная коллегия полагает, что вне зависимости от срока введения в действие СНиП, при наличии действующего правового регулирования данных правоотношений, условия для беспрепятственного доступа инвалидов в администрацию района должны быть созданы.

Поскольку приведенные выше нормы действующего законодательства предусматривают обязанность органов местного самоуправления обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в учреждения, судебная коллегия считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда от 19 октября 2011 года подлежащим отмене. Поскольку к участию в деле не был привлечен собственник имущества, и указанное нарушение норм процессуального права не может быть устранено в суде кассационной инстанции, дело следует направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Междуреченского районного суда от 19 октября 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Л.М. Слепухин

Н.И. Чекавинская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200