Кассационное определение №33-5240 от 23 ноября 2011 года



Судья Скачедуб М.В.

№ 33-5240/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

23 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Чернышовой Н.Э., Игошевой Г.Н.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Нюниной А.В. по доверенности Гришиной Е.Н. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 05 октября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Нюниной А.В. к администрации муниципального образования Комьянское и к администрации Грязовецкого муниципального района о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении мер социальной поддержки отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., объяснения Нюниной А.В. и её представителя Гришиной Е.Н., судебная коллегия

установила:

Нюнина А.В., ветеран Великой Отечественной войны, вдова инвалида Великой Отечественной войны, зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной благоустроенной квартире по адресу: <адрес> 08.12.1997. Общая площадь квартиры составляет 57,9 кв. м. Иные лица в указанном жилом помещении не зарегистрированы.

29.12.2010 Нюнина А.В. подарила принадлежащую ей 1/8 долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру внуку Н.Е.А.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30.05.1978 Нюнина А.В. была собственником 3/4 доли индивидуального жилого дома №..., расположенного по адресу: <адрес>. Общая площадь дома 55,6 кв. м, год постройки 1958. Износ на 2010 год составил 60%.

На основании договора дарения от 29.12.2010 Нюнина А.В. подарила дочери Ш. принадлежащие ей 3/4 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.09.2011 право собственности Нюниной А.В. на 3/4 доли в общей долевой собственности на жилой дом №..., расположенный по адресу: <адрес>, прекращено 24.02.2011; право собственности Нюниной А.В. на 1/8 доли в общей долевой собственности квартиру по адресу: <адрес> прекращено 22.03.2011.

06.06.2011 Нюнина А.В. обратилась в администрацию муниципального образования Комьянское Грязовецкого района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в чем решением жилищной комиссии ей отказано в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.

14.06.2011 решением межведомственной рабочей группой Грязовецкого муниципального района по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» Нюниной А.В. было отказано во включении в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

05.09.2011 Нюнина А.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Комьянское Грязовецкого района Вологодской области и администрации Грязовецкого муниципального района о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставлении мер социальной поддержки.

Мотивировала исковые требования отсутствием в её собственности жилого помещения. Пояснила, что в случае продажи внуками квартиры, в которой она проживает, она останется без жилья. В жилом доме без удобств, находящемся в д. Силифоново Грязовецкого района, с учетом возраста проживать не может.

В судебном заседании истец Нюнина А.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в обоснование иска. Пояснила, что узнала об Указе Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» после того, как подарила принадлежавшие ей доли в праве собственности на жилые помещения внуку и дочери. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в квартире внуков одна, оплачивает за квартиру коммунальные услуги, в летний период проживает в жилом доме в д. Силифоново Грязовецкого района, который подарила дочери.

Представитель Нюниной А.В. - Гришина Е.Н. исковые требования поддержала. Пояснила, что по состоянию здоровья Нюниной А.В. трудно проживать летом в доме в д. Силифоново одной, так как нужно носить воду с реки и топить печь. Она хотела бы проживать ближе к детям, но иметь при этом отдельное жилое помещение, чтобы никого не обременять своим присутствием.

Представитель ответчиков администрации муниципального образования Комьянское и администрации Грязовецкого муниципального района Сарибекян О.В. полагала отказ администрации муниципального образования Комьянское в постановке Нюниной А.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации законным и обоснованным, принимая во внимание отчуждение истцом принадлежащих ей долей в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес> и в <адрес>. В случае признания администрацией муниципального образования Комьянское Нюниной А.В. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, она все равно не могла быть включена в сводные списки для предоставления мер социальной поддержки, поскольку отсутствуют основания для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель истца Нюниной А.В. по доверенности Гришина Е.Н. просила решение суда отменить по мотиву несоответствия выводов суда обстоятельствам дела по доводам, аналогичным тем, что были изложены в обоснование иска и в судебном заседании.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался также статьёй 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Так, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

При этом основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» предусмотрено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иных категорий граждан, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, без расчета малоимущности.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1543-0-0 указывается, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (Определение от 19 апреля 2007 года № 258-0-0).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно принял во внимание тот факт, что Нюнина А.В. за полгода до обращения в администрацию МО Комьянское Грязовецкого района с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в получении жилого помещения на условиях договора социального найма подарила принадлежавшие ей на праве собственности 1/8 долю в праве общей собственности на квартиру по адресу: <адрес> и 3/4 доли в общей долевой собственности на жилой дом №... по адресу: <адрес> внуку и дочери. Указанные действия правомерно расценены судом, как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку совершены были после издания Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», объективной необходимостью не вызывались.

До заключения 29.12.2010 договоров дарения долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения Нюнина А.В. не являлась нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как размер общей площади принадлежащих ей на праве собственности жилых помещений составлял 48,93 кв. метров (41,7 + 7,23), что превышает учетную норму 13 кв. м общей площади на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Комьянское, установленную решением Совета муниципального образования Комьянское Грязовецкого района от 29.04.2008 № 23.

Кроме того, Нюнина А.В. зарегистрирована с 1997 года и проживает по прежнему месту жительства: <адрес>.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания Нюниной А.В. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом, доводы кассационной жалобы не опровергают.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 05 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Нюниной А.В. по доверенности Гришиной Е.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий: В.А. Жаворонкова

Судьи: Н.Э. Чернышова

Г.Н. Игошева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200