Судья Цыганкова В.В. № 33-5327/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 23 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Жаворонковой В.А., судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 2» города Череповца на решение Череповецкого городского суда от 20 октября 2011 года, которым исковые требования прокурора города Череповца удовлетворены. На муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2» города Череповца возложена обязанность в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Городская больница № 2», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001: обозначить места для транспорта инвалидов; установить пандусы на входе в здание и на пороге в тамбуре на пути движения маломобильных групп населения; установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения согласно пункту 3.52 СНиП 35-01-2001. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 2» - Веселовой Л.В., прокурора прокуратуры Вологодской области - Мининой Н.В., судебная коллегия установила: прокурор города Череповца в интересах неопределенного круга маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, обратился в суд с иском к мэрии города Череповца и муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница № 2» (далее - МБУЗ «Городская больница № 2») об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов в здание МБУЗ «Городская больница № 2». В обоснование исковых требований указано, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в муниципальной собственности и переданное по договору оперативного управления МБУЗ «Городская больница №2», не соответствует требованиям законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Прокурор просил суд обязать мэрию г. Череповца в срок до 31 декабря 2011 года обеспечить доступ инвалидов в здание МБУЗ «Городская больница № 2» в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001: выделить места на автостоянке для транспорта инвалидов; установить пандусы на входе в здание и на пороге в тамбуре на пути движения маломобильных групп населения; установить систему средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Краев А.В. уточнил заявленные требования, указал, что иск предъявляет к МБУЗ «Городская больница № 2». Представитель ответчика мэрии г. Череповца Демченко Л.М. пояснила, что имущество передано в оперативное управление МБУЗ «Городская больница № 2», которое обеспечивает сохранность имущества, осуществляет ремонт, реконструкцию, в том числе установку пандусов. Финансирование таких мероприятий осуществляется из средств местного бюджета согласно заявкам учреждений. Представитель МБУЗ «Городская больница № 2» Веселова Л.В. не возразила против заявленных требований, указала на принятие мер к обеспечению доступа инвалидов в здание. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе МБУЗ «Городская больница № 2» поставлен вопрос об изменении решения суда, указано, что изложенные в решении суда требования об устранении нарушений СНиП в отношении инвалидов могут быть выполнены после проведения МБУЗ «Городская больница № 2» капитального ремонта или реконструкции здания в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете города. Капитальный ремонт здания запланирован на 2012 год, в ходе проведения которого заявленные требования будут выполнены. В возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвующий в деле, Краев А.В. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу МБУЗ «Городская больница № 2» - без удовлетворения. В отзыве на кассационную жалобу представитель мэрии г. Череповца Демченко Л.М. указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с частями 1,3,4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу. Материалами дела установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности и передано на основании договора оперативного управления МБУЗ «Городская больница № 2». В указанном здании располагаются социально значимые объекты: городская больница № 2, филиал медико-социальной экспертизы Вологодской области, которые являются недоступными для маломобильных групп населения. Из заключения Комитета социальной защиты населения города Череповца от 14 сентября 2011 года следует, что в нарушение требований пунктов 3.12, 3.13, 3.14, 3.23, 3.51, 3.52 СНиП 35-01-2001 на открытой автостоянке места для транспортных средств инвалидов не обозначены; вход в здание не приспособлен для маломобильных групп населения, в здание имеется один вход, к которому с поверхности земли ведет лестница с поручнями, пандус отсутствует; во входном тамбуре имеется порог высотой 0,08 м, не обустроенный пандусом; отсутствует система средств информации входных узлов, путей движения, зон и помещений, доступных для маломобильных групп населения, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании. Доказательств того, что данный объект невозможно приспособить для нужд инвалидов, ответчиками в суд не представлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие указанных приспособлений в здании больницы препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными. Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона. Кассационная жалоба МБУЗ «Городская больница № 2» не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Ссылка в жалобе на то, что создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, а капитальное строительство здания планируется на 2012 год и требует значительных финансовых средств, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство не должно влиять на реализацию гражданских, экономических, политических и других прав и свобод инвалидов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Довод заявителя жалобы о том, что здание больницы введено в эксплуатацию до вступления в силу требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, и на него не должны распространяться требования СНиП 2001 года, не основан на законе. Необходимость исполнения требований СНиП в данных правоотношениях обусловлена нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Указанный Закон не ставит в зависимость необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов от года постройки объекта социальной инфраструктуры. Кроме того, пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» также предусматривается, что в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, предприятиям, учреждениям и организациям необходимо начать в 1993 году и не позднее 2003 года завершить реконструкцию застройки городов и других поселений, приспособление зданий и сооружений в целях обеспечения доступности их для инвалидов. Исходя из изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 2» г. Череповца – без удовлетворения. Председательствующий: В.А. Жаворонкова Судьи: Г.Н.Игошева Н.Э.Чернышова