Судья Шаталов А.В. № 33-5260 /2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 23 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда от 18 октября 2011 года, которым решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Устюге об отказе Нероновой Л.М. в назначении пенсии от 24 августа 2011 года №... признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия в части не включения в стаж работы Нероновой Л.М., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы: - старшей пионервожатой в средней школе №... г. В. Устюг с 13 марта 1989 года по 5 октября 1992 года; - старшей вожатой в средней школе №... г. В. Устюг с 9 апреля 1993 года по 31 августа 2001 года; - нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 27 ноября 1992 года. На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Устюге возложена обязанность зачесть в стаж работы Нероновой Л.М., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды работы и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с 15 августа 2011 года. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., судебная коллегия установила: решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. В. Устюг (далее УПФ РФ в г. В. Устюг) №... от 24 августа 2011 года Нероновой Л.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральный закон) в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ. По мнению пенсионного органа, специальный стаж составляет 12 лет 10 месяцев 25 дней. При этом не были включены в специальный стаж Нероновой Л.М. следующие периоды работы: - с 13 марта 1989 года по 5 октября 1992 года старшей пионервожатой в средней школе №... г. В. Устюг, в связи с тем, что периоды работы в должности старшей пионервожатой, имевшие место до 1 октября 1993 года, включаются в стаж, дающий право на досрочную (педагогическую) пенсию при условии наличия 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев) на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день установления указанной пенсии; - с 9 апреля 1993 года по 31 августа 2001 года старшей вожатой в средней школе №... г. В. Устюг, поскольку данная должность ни Положением № 1397, ни Списками № 463, 1067 и 781 не предусмотрена; - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 27 ноября 1992 года, поскольку согласно п. 21 Разъяснения Минтруда от 22 мая 1996 года в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до - 6 октября 1992 года. Оспаривая правомерность принятого решения, Неронова Л.М. обратилась в суд с иском, просила признать решение УПФ РФ в г. В. Устюг от 24 августа 2011 года № 598 недействительным, обязать зачесть в ее специальный стаж спорные периоды и обязать досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 15 августа 2011 года. В обоснование своих требований указала, что согласно постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» работа в должности «пионервожатая», «старшая пионервожатая» засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Должностные инструкции старшей пионервожатой и старшей вожатой идентичны. На момент выхода Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде» ее сыну было полтора года. В судебном заседании Неронова Л.М. иск поддержала полностью. Представитель УПФ РФ в г. В. Устюг Маркова Е.Б. иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии №... от 24 августа 2011 года. Также указала, что в отношении Нероновой Л.М. ошибочно зачтен в специальный стаж и не подлежит зачету период с 28.11.1992 по 08.04.1993, когда Неронова Л.М. работала старшей пионервожатой. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе УПФ РФ в г. В. Устюг поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Считает неправомерным включение в специальный стаж периодов работы старшей пионервожатой и старшей вожатой. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Удовлетворяя исковые требования, и включая в специальный стаж Нероновой Л.М. периоды работы старшей пионервожатой с 13 марта 1989 года по 5 октября 1992 года и старшей вожатой с 9 апреля 1993 года по 31 августа 2001 года в средней школе №... г. В. Устюг, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 27 ноября 1992 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды её работы составляют более 2/3 стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может. Так, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В разделе «Наименование должностей» указанного Списка должность пионервожатой не поименована. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (далее – Положение), учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Однако указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. В данном случае у истицы стаж работы в должностях, поименованных в Списке, составляет на день обращения в Пенсионный фонд 12 лет 10 месяцев 25 дней, что менее необходимых 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Условие о включении стажа работы пионерской вожатой, старшей вожатой в педагогический стаж прописано в законодательстве с 1959 г., не изменялось. Гражданин имел возможность решить для себя вопрос о возможности продолжения работы по указанной должности. С учетом данного обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, только при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, однако судом неверно применена норма материального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Великоустюгского районного суда от 18 октября 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым Нероновой Л.М. отказать в удовлетворении заявленных требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг Вологодской области. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: Л.И. Билева В.Н. Белякова