кассационное определение № 33-5204 от 30 ноября 2011 года



Судья Попова Т.А.

№ 33-5204/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

30 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Окуличевой С. П. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 04 октября 2011 года, которым исковые требования Окуличевой С. П. удовлетворены частично.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области обязано включить Окуличевой С. П. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, периоды: с 16 января 1991 года по 14 марта 1991 года; с 30 марта 1998 года по 23 апреля 1998 года, 19 марта 2007 года по 12 апреля 2007 года, а также 19 февраля 2008 года в календарном исчислении. В остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области, судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области (далее также - пенсионный орган) от 09 июня 2011 года №... Окуличевой С.П. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» ввиду отсутствия 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

По состоянию на 31 мая 2011 года пенсионным органом Окуличевой С.П. установлен специальный стаж продолжительностью 23 года 09 месяцев 26 дней.

При этом в такой стаж ей не зачтены: отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 23 сентября 1993 года по 12 января 1995 года и с 07 января 2005 года по 24 марта 2006 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 13 января 1995 года по 12 июля 1996 года, прохождение курсов повышения квалификации:

- с 16 января 1991 года по 14 марта 1991 года,

- с 30 марта 1998 года по 23 апреля 1998 года,

- с 19 марта 2007 года по 12 апреля 2007 года; а также командировка – 19 февраля 2008 года.

Окуличева С.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области о назначении трудовой пенсии.

Просила признать решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области от 09 июня 2011 года №... об отказе в назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия, обязать пенсионный орган зачесть в специальный стаж периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до полутора и до трех лет, а также время нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке и назначить пенсию с 31 мая 2011 года.

В судебном заседании Окуличева С.П. свои требования поддержала, пояснив, что с 15 марта 1991 года по настоящее время работает операционной медицинской сестрой хирургического отделения Шекснинской центральной районной больницы (далее также - Шекснинской ЦРБ). В должностные обязанности медицинских работников входит периодическое повышение квалификации, отказ от прохождения курсов и поездки в командировку с целью повышения квалификации мог повлечь наложение дисциплинарного взыскания, а также дисквалификацию.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области Зелянин И.А. с иском не согласился, указав, что решение принято пенсионным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания его незаконным нет.

Муниципальное учреждение «Шекснинская центральная районная больница», привлеченное к участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, своего представителя в судебное заседание не направило, предоставив в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Окуличева С.П. просит об отмене решения суда в части отказа ей в удовлетворении требований о зачете в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и трех лет, указывая на то, что действующее в тот период времени законодательство давало возможность зачета такого отпуска в стаж работы по специальности.

В возражениях на кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, полагает решение суда постановленным правильно исходя из следующего.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 20 части 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Пункт 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ указывает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В графе «наименование должностей» вышеназванного Списка предусмотрена должность медицинская сестра. В графе «наименование учреждений» поименованы больницы всех наименований.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 26 сентября 1990 года по 14 марта 1991 года Окуличева С.П. работала в качестве медицинской сестры палатной хирургического отделения ... ЦРБ, 15 марта 1991 года была переведена на должность операционной медицинской сестры в операционном блоке той же больницы (в настоящее время - Муниципальное учреждение «... центральная районная больница») и состояла в этой должности на момент вынесения решения судом (л. д. 17).

Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области от 08 июня 2011 года №... Окуличевой С.П. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» ввиду отсутствия необходимого стажа медицинской деятельности. При этом в такой стаж истице не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16 января 1991 года по 14 марта 1991 года, с 30 марта 1998 года по 23 апреля 1998 года, с 19 марта 2007 года по 12 апреля 2007 года и командировка – 19 февраля 2008 года, что послужило основанием для обращения ее с настоящим иском в суд.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к правильному выводу о включении времени обучения Окуличевой С.П. на курсах повышения квалификации при осуществлении лечебной деятельности в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях, поскольку во время нахождения на курсах за истицей сохранялось место работы и заработная плата.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе во включении в стаж работы Окуличевой С.П. периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком как до достижения им возраста полутора лет, так и трехлетнего возраста.

Из материалов дела следует, что истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период с 23 сентября 1993 года по 12 января 1995 года, а также в период с 07 января 2005 года по 24 марта 2006 года; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет –

в период с 13 января 1995 года по 12 июля 1996 года.

Отказывая в удовлетворении требований истицы по включению в специальный стаж названных периодов нахождения в отпусках по уходуза ребенком, суд первой инстанции правильно исходил из того, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», то есть до 06 октября 1992 года статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции как до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» так и после, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах поусилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходуза ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпускбез сохранения заработной платы по уходуза ребенком до достижения им возраста полутора лет, пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.

Вывод суда об отказе в удовлетворении этой части исковых требований в полной мере согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которым при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При принятии решения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку отпуска Окуличевой С.П. по уходу за ребенком начались после 06 октября 1992 года, то эти периоды не подлежат включению в стаж работы истицы, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Принимая решение об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначения Окуличевой С.П. трудовой пенсии со дня ее обращения с заявлением к ответчику, суд правомерно учел, что на момент обращения за назначением пенсии ее специальный стаж с учетом времени, зачтенного пенсионным органом и судом, составляет 24 года 01 месяц 14 дней вместо требуемых законом 25 лет. В связи с этим вывод суда в этой части также является верным.

Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы истицы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, кассационная жалоба не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 04 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окуличевой С.П. – без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: В.Н. Белякова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200