Судья Мещерякова Н.В. № 33-5371/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 2 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Беляковой В.Н., Билевой Л.И., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области на решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 11 октября 2011 года, которым исковые требования Соловьевой В.А. удовлетворены. Признано незаконным в части решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе №... от 28 июля 2011 года об отказе в назначении Соловьевой В. А. досрочной трудовой пенсии по старости. ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе обязано зачесть в стаж работы Соловьевой В. А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 марта по 25 апреля 1993 года, с 25 марта по 23 апреля 1999 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21 января по 02 марта 2004 года, с 13 апреля по 22 мая 2009 года календарно; период отпуска по беременности и родам с 18 декабря 1995 года по 30 апреля 1996 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца; период работы в качестве диспетчера по приему вызовов в отделении «Скорая медицинская помощь» в ... ЦРБ с 01 ноября 1990 года по 30ноября 1991 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца; период работы в качестве фельдшера выездной бригады в отделении «Скорая медицинская помощь» в ... ЦРБ с 01 февраля 2001 года по 11 ноября 2002 года календарно и назначить Соловьевой Веронике Алексеевне досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с 19 июля 2011 года. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области, Соловьевой В.А., ее представителя Каманиной В.А., судебная коллегия установила: решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (далее также - пенсионный орган) от 28 июля 2011 года №... Соловьевой В.А. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа медицинской деятельности. По состоянию на 19 июля 2011 года пенсионным органом ей установлен специальный стаж продолжительностью 21 год 04 месяца 02 дня. При этом в такой стаж Соловьевой В.А. не зачтены периоды: - нахождения на курсах повышения квалификации: - с 23 марта 1993 года по 25 апреля 1993года, - с 25 марта 1999 года по 23 апреля 1999 года, - с 21 января 2004 года по 02 марта 2004 года, - с 13 апреля 2009 года по 22 мая 2009 года, - работы в качестве диспетчера по приему вызовов в отделении «Скорая медицинская помощь» в ... Центральной районной больнице (далее - ... ЦРБ) с 01 ноября 1990 года по 30 ноября 1991 года, - работы в качестве фельдшера выездной бригады в отделении «Скорая медицинская помощь» в ... ЦРБ с 01 февраля 2001 года по 11 ноября 2002 года. Период отпуска по беременности и родам с 18 декабря 1995 года по 30 апреля 1996 года включен пенсионным органом в специальный стаж Соловьевой В.А. в календарном порядке. Соловьева В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области о назначении трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований истица указала, что отказ ответчика в назначении ей трудовой пенсии по старости является незаконным, так как в него необоснованно не включены спорные периоды работы и прохождения курсов повышения квалификации, период отпуска по беременности и родам, подтвержденный листком нетрудоспособности, зачтен календарно в то время когда период работы, непосредственно предшествовавший этому отпуску, был включен в специальный стаж в льготном исчислении. Просила признать решение пенсионного органа от 28 июля 2011 года №... незаконным в части отказа во включении в ее специальный стаж вышеуказанных периодов и отказа в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить вышеперечисленные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить ей такую пенсию с момента обращения за ней. В судебном заседании истица Соловьева В.А. и ее представитель Кузнецов А.Н. заявленные требования поддержали. Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области Смирнова А.В. с требованиями истицы не согласилась, пояснив, что стаж работы Соловьевой В.А. специалистами пенсионного органа определен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, поэтому оснований для признания незаконным решения об отказе истице в назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях нет. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области просит об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права. В возражениях на кассационную жалобу Соловьева В.А. просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда. Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. В соответствии с частью 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действующие в настоящее время Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года. В силу пункта 11 постановленияПленума Верховного Суда Российской Федерацииот20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившего в силу с 01 ноября 1999 года, предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 года. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются. Согласно ранее действовавшего Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, работа в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, как 1 год работы в этой должности и подразделении за 1 год и 3 месяца. Указанный нормативно - правовой акт, утративший силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не ставил право на льготное исчисление стажа медицинских работников в зависимость от наименования их должности и функциональных обязанностей и распространял свое действие на отношения, возникшие до его принятия. Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными вступившим в силу 01 ноября 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, был изменен порядок исчисления сроков выслуги и установлено, что один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца в выслугу для назначения пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах. Следовательно, исходя из приведенных положений законов и нормативных актов, период работы лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), с 01 ноября 1999 года подлежит исчислению в календарном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в подпункте «б» п.5 Правил. Как следует из трудовой книжки истицы, в период с 01 ноября 1990 года по 30 ноября 1991 года она состояла в должности диспетчера по приему вызовов в отделении «Скорая медицинская помощь» ... ЦРБ. 01 декабря 1991 года она переведена фельдшером в отделение «Скорая помощь» той же больницы. 01 февраля 2001 года переведена фельдшером выездной бригады в отделении «Скорая медицинская помощь» ... ЦРБ и состояла в указанной должности на момент принятия решения судом. Отказывая Соловьевой В.А. в зачете в специальный стаж периода работы диспетчером по приему вызовов в отделении «Скорая медицинская помощь» ... ЦРБ, пенсионный орган указал на то, что эта должность не была предусмотрена номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377. Суд, принимая решение, обоснованно пришел к выводу о том, что этом период работы Соловьевой В.А. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости досрочно на основании действовавшего в то время Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, который давал право на пенсию за выслугу лет среднему медицинскому персоналу лечебного учреждения независимо от наименования должности. При этом один год работы в сельской местности подлежал зачету за 1 год и 3 месяца. Время работы истицы в должности фельдшера выездной бригады в том же отделении больницы с 01 февраля 2001 года по 11 ноября 2002 года не было включено пенсионным органом в специальный стаж со ссылкой на то, что такая должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. Суд, анализируя действующее законодательство, правомерно обязал ответчика включить данный период в специальный стаж Соловьевой В.А., поскольку должность «фельдшер» и «районная больница» были поименованы Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. В настоящее время Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, также дает право на зачет такой работы в льготный стаж, что послужило основанием для ответчика зачесть последующее время работы Соловьевой В.А. в этой должности в том же учреждении в безусловном порядке. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 23 марта по 25 апреля 1993 года, с 25 марта по 23 апреля 1999 года, период ее отпуска по беременности и родам с 18 декабря 1995 года по 30 апреля 1996 года должны учитываться при назначении пенсии в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца в соответствии с положениями постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды прохождения курсов повышения квалификации с 21 января по 02 марта 2004 года и с 13 апреля по 22 мая 2009 года, а также время работы с 01 февраля 2001 года по 11 ноября 2002 года в качестве фельдшера выездной бригады в отделении «Скорая медицинская помощь» в ... ЦРБ – в календарном исчислении. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Поэтому правомерным является вывод суда и в части включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода обучения истицы на курсах повышения квалификации. Кроме того, согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. То обстоятельство, что за Соловьевой В.А. за периоды нахождения на курсах повышения квалификации сохранялось место работы и заработная плата, в суде не оспаривалось, как и то, что эти периоды напрямую связаны с лечебной деятельностью. Согласно статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщине по ее заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляется отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск по беременности и родам включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон. Доводы кассационной жалобы пенсионного органа основаниями к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования в ходе судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной. Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области – без удовлетворения. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: В.Н. Белякова Л.И. Билева