Кассационное определение № 33-5560 от 09.12.2011



Судья Губина Е.Л.

№ 33-5560/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

09 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Теплова И.П., Маклаковой Н.С.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации города Вологды по доверенности Моисеевой А.А. на решение Вологодского городского суда от 18 октября 2011 года, которым признано незаконным постановление Администрации г. Вологды от 01.08.2011 №... о снятии с учета Пятышева В. К., в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

На Администрацию г. Вологды возложена обязанность восстановить Пятышева В. К. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на состав семьи из одного человека.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия

установила:

Пятышев В.К. обратился в суд с иском к администрации города Вологды об оспаривании постановления.

В обоснование иска указал, что приказом начальника Военно - воздушных сил Северного флота от 21.03.2008 №... он был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, где с 24.10.2001 состоял в очереди на получение жилья. Решением Вологодского гарнизонного военного суда от 26.11.2003 на командира войсковой части №... возложена обязанность о включении его в список кандидатов на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты», данный сертификат ему был выдан 27.07.2007.

Государственный жилищный сертификат реализовать он не смог. Постановлением администрации города Вологды №... от 01.08.2011 он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Просил суд признать указанное постановление администрации города Вологды незаконным, обязать ответчика восстановить его в очереди и предоставить ему в собственность жилое помещение по установленным нормам в городе Вологде.

В судебном заседании истец Пятышев В.К. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что истец состоял на учете с ноября 2005 года, фактически проживал в поселке <адрес>, снят был с учета, поскольку размер общей площади занимаемого им жилого помещения превышает установленную норму по г.Вологде.

Представитель третьего лица - Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А.просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на доводы, изложенные ею в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

В возражениях, представленных на кассационную жалобу, Пятышев В.К. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Из материалов дела усматривается, что Пятышев В.К. проходил службу в Вооруженных силах с 29.10.1980 по 25.11.1982, с 20.12.1982 по 01.05.2008, приказом начальника Военно - воздушных сил Северного флота от 21.03.2008 №... уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. «а» п. 1 ст.51), приказом от 23.04.2008 №... исключен из списков личного состава, общая продолжительность военной службы составляет 27 лет 05 месяцев 07 дней.

С 17.01.1992 Пятышев В.К. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в собственности Вологодского муниципального района.

С 24.10.2001 состоял на учете по предоставлению жилой площади (состав семьи 1 человек, избранное им постоянное место жительства после военной службы – г.Вологда Вологодской области).

Решением Вологодского гарнизонного военного суда от 26.11.2003 на командира войсковой части №... возложена обязанность включить Пятышева В.К. в список кандидатов на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты». Пятышевым В.К. было подписано 28.10.2004 письменное обязательство в двухмесячный срок со дня приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить указанное занимаемое им жилое помещение.

27.07.2007 Пятышеву В.К. выдан государственный жилищный сертификат серии №..., который он не реализовал, ввиду невозможности приобретения жилья на выделенную сумму субсидии. Государственный жилищный сертификат погашен установленным порядком и находится на хранении в Вологодском отделении 8638 Сберегательного банка Российской Федерации.

Постановлением администрации города Вологды от 01.08.2011 №... «Об учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Пятышев В.К. снят с учета, поскольку утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (решение жилищной проблемы).

Пятышев В.К. обратился 09.09.2011 в суд с вышеуказанными требованиями.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу части 2 статьи 6 указанного Закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Под решением жилищной проблемы по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Военнослужащий, получивший государственный жилищный сертификат, но не реализовавший его, не может быть признан обеспеченным жилым помещением и снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Учитывая, что Пятышевым В.К. государственный жилищный сертификат реализован не был, проживает в жилом помещении, находящимся в собственности муниципального образования – Вологодский муниципальный район, без заключения договора социального найма, жилого помещения на территории г.Вологды (по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства) ни по договору социального найма, ни в собственности не имеет, следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований у администрации города Вологды для снятия Пятышева В.К. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, является правомерным.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.

Согласно части 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Вологды по доверенности Моисеевой А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200