Судья Скачедуб М.В. № 33-5239 /2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 02 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации Грязовецкого муниципального района по доверенности Сарибекян О. В. на решение Грязовецкого районного суда от 10 октября 2011 года, которым исковые требования Беляевой И. Б. удовлетворены. На администрацию Грязовецкого муниципального района возложена обязанность зачесть в муниципальный стаж Беляевой И. Б. период работы в органе местного самоуправления с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года и назначить ей пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя администрации Грязовецкого муниципального района по доверенности Сарибекян О.В. судебная коллегия установила: 09 августа 2011 года Беляева И.Б. обратилась за назначением пенсии за выслугу лет муниципальному служащему. 12 августа 2011 года Беляевой И.Б. отказано в назначении пенсии за выслугу лет по мотиву того, что она уволена по основанию, которое не предусмотрено действующим Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района. Оспаривая правомерность данного отказа, Беляева И.Б. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района, просила обязать ответчика установить и выплачивать ей муниципальную пенсию, зачесть в стаж муниципальной службы, дающей право на установление муниципальной пенсии, период работы в Централизованной бухгалтерии управления образования Грязовецкого района с 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года - 2 года 3 месяца 6 дней. В обоснование своих требований указала, что с 04 мая 1977 года по 29 ноября 2002 года занимала должности, отнесенные к должностям муниципальной службы, имела стаж муниципальной службы 25 лет 7 месяцев 24 дня. С 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года - 2 года 3 месяца 6 дней она работала в Управлении образования Грязовецкого муниципального района бухгалтером. 12 мая 2008 года в порядке перевода была принята на работу в МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования Грязовецкого муниципального района». Не предполагала, что Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, утвержденным решением Земского Собрания района от 25 июня 2009 года №... (далее Положение), такое основание прекращения трудового договора как увольнение в порядке перевода, в качестве основания для назначения пенсии за выслугу лет не будет предусмотрено. Считала, что имеет право на назначение пенсии по Положению о муниципальной пенсии, утвержденному Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19 апреля 2000 года № 52 в редакции, действовавшей на 2008 год, когда увольнение в порядке перевода давало право на получение пенсии за выслугу лет. Беляева И.Б. и ее представитель Беляев В.П. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Представители администрации Грязовецкого муниципального района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления финансов Грязовецкого муниципального района, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. От администрации Грязовецкого муниципального района в суд поступили возражения на исковое заявление, в которых она просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Беляева И.Б. была уволена из органа местного самоуправления переводом в муниципальное учреждение. Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, такого основания не предусматривает. Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления образования Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе представителем администрации Грязовецкого муниципального района по доверенности Сарибекян О.В. поставлен вопрос об отмене решения суда в части возложения на них обязанности назначить пенсию, по мотиву нарушения норм материального права. Указывается, что в соответствии с п.3.2 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 Положения при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Полагает, что при назначении муниципальной пенсии необходимо руководствоваться теми нормативными актами, которые действуют на момент возникновения всех условий, необходимых для назначения муниципальной пенсии, а не ранее действовавшими. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2). В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение в силу статьи 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Беляева И.Б. более 15 лет замещала должности муниципальной службы Грязовецкого муниципального района Вологодской области. С 06 февраля 2006 года по 12 мая 2008 года - 2 года 3 месяца 6 дней она работала в Управлении образования Грязовецкого муниципального района бухгалтером. Данный период включен судом в стаж муниципальной службы истицы. Решение в указанной части не оспаривается. 12 мая 2008 года истица была уволена с муниципальной службы в порядке перевода в МУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образований Грязовецкого муниципального района». Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 25 июня 2009 года №... утверждено Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района. Разделом 3 Положения урегулированы условия назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района. Пункт 3.1. Положения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района. При этом пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 3.2.). Таким образом, указанное Положение об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, действительно не предусматривает назначение пенсии за выслугу лет лицам, уволенным с муниципальной службы Грязовецкого муниципального района Вологодской области в порядке перевода. Однако увольнение Беляевой И.Б. с муниципальной службы состоялось до установления нового правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района Грязовецкого муниципального района Вологодской области. На момент увольнения истца вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих Грязовецкого муниципального района Вологодской области были урегулированы Положением о муниципальной пенсии, утвержденным Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19 апреля 2000 года № 52 (далее – Положение). В соответствии с пунктом 1 раздела 1 указанного Положения муниципальная пенсия устанавливалась лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе и в связи с переводом по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переходом на выборную работу (должность). Пункт 2 этого Положения обуславливал назначение муниципальной пенсии увольнением с работы по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящего Положения, наличием стажа работы в качестве муниципального служащего у мужчин - 12.5 года, у женщин - 10 лет, исчисляемого в соответствии с Законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной и муниципальной службы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственных служащих и муниципальные должности муниципальной службы Вологодской области», и назначением государственной пенсии по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». С учетом вышеизложенного принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у Беляевой И.Б. правовых оснований для назначения ей пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Грязовецкого муниципального района. Однако в настоящее время отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности по назначению истице пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии с учетом следующего. Как указано в пункте 16 Положения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 25 июня 2009 года №..., «лицам, имеющим право на получение муниципальной пенсии, пенсия устанавливается при достижении ими возраста: мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет. Поскольку 55 лет Беляевой И.Б. исполнится только 31 октября 2012 года, отсутствуют основания для назначения ей указанной пенсии с даты обращения. Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, однако выводы суда в указанной части противоречат приведенным нормам права, судебная коллегия полагает возможным, отменив решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию Грязовецкого муниципального района обязанности назначить Беляевой И. Б. пенсию с момента обращения, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данной части требований. В остальной части решение следует признать законным и обоснованным. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Грязовецкого районного суда от 10 октября 2011 года отменить в части возложения на администрацию Грязовецкого муниципального района обязанности назначить Беляевой И. Б. пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии. Принять в отмененной части новое решение, которым отказать Беляевой И. Б. в удовлетворении требования к администрации Грязовецкого муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за назначением пенсии. В остальной части решение Грязовецкого районного суда от 10 октября 2011 года оставить без изменений. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: Л.И. Билева В.Н. Белякова