Кассационное определение № 33-5657 от 16 декабря 2011 года



Судья Молокова Л.К.

№ 33-5657/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

16 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Билевой Л.И., Соколовой М.В.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» на решение Вологодского городского суда от 18 октября 2011 года, которым на открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» возложена обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов по Вологодскому региональному филиалу открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк»

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя ОАО «Россельхозбанк» Волгиной О.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

в результате проведенной прокуратурой города Вологды проверки соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов в деятельности Вологодского регионального филиала открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее – ОАО «Россельхозбанк») выявлены нарушения, выразившиеся в невыполнении квоты по трудоустройству лиц, имеющих инвалидность.

13 апреля 2011 года прокурор города Вологды обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к Вологодскому региональному филиалу ОАО «Россельхозбанк» о возложении обязанности организовать рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.

Требования мотивировал тем, что средняя численность работников Вологодского регионального филиала по состоянию на 03 марта 2011 года составила 566 человек. При наличии квоты по приему инвалидов в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьей 1 Закона Вологодской области от 22 октября 2004 года № 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инваоидов» в количестве 11 человек, в Вологодском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» фактически трудоустроено 2 человека, имеющих инвалидность.

Просил суд обязать Вологодский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» организовать рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты.

Определением суда от 11 мая 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика. Вологодский региональный филиал «Россельхозбанк» заменен на надлежащего ответчика ОАО «Россельхозбанк» (л.д.23).

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г. Вологды Пальваль А.В. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика исполнить квоту по трудоустройству инвалидов по Вологодскому региональному филиалу ОАО «Россельхозбанк».

Представитель ответчика Волгина О.Н. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 88-89).

В возражениях указала, что законодательство Вологодской области не прописывает ни процедуру создания специального рабочего места для инвалида, ни последовательность действий работодателя, срок исполнения квоты также не определен. Выполняя требования закона, они ежемесячно предоставляют службе занятости информацию о наличии рабочих мест. Служба занятости определяет уровень потребности в создании рабочих мест для инвалидов, производит отбор работодателей. Отказов в приеме на работу инвалидов со стороны ответчика не было. Ввиду сложности и специфики работы банка лица с ограниченными физическими возможностями не активно желают трудоустроиться в банк. Применение закона Вологодской области к организации с местом нахождения в г.Москва полагает неправомерным.

Представитель третьего лица казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Вологды» о времени и месте рассмотрения исковых требований прокурора уведомлен, представитель в судебное заседание не явился, возражения на иск представлены суду в письменном виде (л.д.11).

В возражениях заместитель директора Макарова Т.А. указала, что в Вологодском филиале ОАО «Россельхозбанк» среднесписочная численность работников составляет на 01 мая 2011 года 578 человек, следовательно, квота по приему инвалидов должна составлять 12 человек, согласно информации, поступившей за апрель 2011 года, в филиале трудоустроено 3 человека, имеющих инвалидность. Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» директор Вологодского филиала Косуля Н.И. просит об отмене решения суда по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Указывает, что на филиал не распространяется законодательство Вологодской области, поскольку местом нахождения юридического лица является город Москва. Решение суда не соответствует нормам процессуального законодательства, повестка о судебном заседании была направлена только в адрес филиала, по месту регистрации юридического лица судебное извещение не направлялось.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов кассационной жалобы, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные отношения.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.

В целях реализации положений федерального законодательства в Вологодской области принят закон от 22 октября 2004 года № 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области», согласно которому организациям, расположенным на территории Вологодской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

Статьей 24 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Из п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Из материалов дела следует, что исходя из средне списочной численности работников Вологодского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» на 01 мая 2011 года организацией должны быть трудоустроены 12 граждан с ограниченными возможностями, а фактически работают 3 человека, при этом в службу занятости не заявлялось о наличии вакансии для лиц с ограниченными возможностями (л.д.12).

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об удовлетворении требований прокурора и обязал ответчика исполнить квоту по трудоустройству инвалидов по Вологодскому региональному филиалу.

Доводы представителя ответчика о том, что Вологодский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» не является юридическим лицом, в связи чем на него не может быть возложена обязанность по исполнению требований законодательства Вологодской области, являются несостоятельными, поскольку из имеющейся в материалах дела копии Положения о Вологодском региональном филиале, утвержденного решением Правления ОАО «Россельхозбанк», следует, что директор филиала выполняет функции работодателя и имеет все необходимые полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для выполнения квоты по приему на работу инвалидов (л.д.19-20). При этом, как утверждал представитель и это подтверждается материалами дела, обязанность по предоставлению информации о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями в органы занятости директор исполнял, применяя при этом квоту, установленную законодательством Вологодской области.

Согласно доверенности №..., выданной <ДАТА> открытым акционерным обществом «Российский сельскохозяйственный банк» директору Вологодского регионального филиала Косуле Н.И. с правом неоднократного передоверия, она имеет право представительствовать от имени банка в суде (л.д. 108-109). С учетом того, что дело рассмотрено судом с участием уполномоченного представителя ответчика, доводы кассационной жалобы о том, что по месту нахождения юридического лица судебное извещение не направлялось, основанием к отмене правильного по существу решения являться не могут. Нарушения судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не усматривается.

Вместе с тем, с учетом обязанностей работодателей в обеспечении занятости инвалидов, установленных ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на необходимость исполнения квоты путем создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

резолютивную часть решения Вологодского городского суда от 18 октября 2011 года после слов «исполнить квоту» дополнить словами «путем создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов».

В остальном решение Вологодского городского суда от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200