кассационное определение № 33-5308 от 07 декабря 2011 года



Судья Гришеева Л.В.

№ 33-5308 /2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

07 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Билевой Л.И., Коничевой А.А.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол на решение Сокольского районного суда от 13 октября 2011 года, которым исковые требования Королевой Н. Е. удовлетворены.

Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области от 05 августа 2011 года №... об отказе в назначении пенсии, об установлении трудового стажа в отношении Королевой Н. Е. признано незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области возложена обязанность зачесть Королевой Н. Е. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 01.09.2000 по 14.09.2001 в качестве заместителя директора по учебной воспитательной работе МОУ «Основная общеобразовательная школа №...», с 08.02.1999 по 12.02.1999, с 12.03.1999 по 22.04.1999 - периоды нахождения в командировках и назначить Королевой Н. Е. досрочную трудовую пенсию с 27.06. 2011.

С ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области взысканы в пользу Королевой Н. Е. расходы за составление искового заявления в размере ... рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей, всего взыскано ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., судебная коллегия

установила:

решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области №... от 05.08.2011 Королевой Н.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Закон «О трудовых пенсиях в РФ», Закон) в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. По мнению ответчика, её специальный стаж составляет 24 года 26 дней. При этом из специального стажа были исключены период работы в качестве завуча МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» и период нахождения в командировках.

Не согласившись с таким решением, Королева Н.Е. обратилась в суд с иском, просила признать данное решение незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия, включить в ее специальный стаж период работы: с 01.09.2000 по 14.09.2001 в качестве завуча в МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» и с 08.02.1999 по 12.02.1999, 12.03.1999 по 22.04.1999 - нахождение в командировках; назначить пенсию с 27.07.2011; взыскать судебные расходы в размере ... рублей, из них ... за составление иска, ... рублей в возмещение госпошлины.

В обоснование иска указала, что первый период работы должен быть включен в специальный стаж на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, действующего до 12.11.2002, согласно которому в специальный стаж включается деятельность в школах и других учреждениях для детей в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ( далее – Список) при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада).

Второй спорный период подлежит зачету в специальный стаж на основании ст. 187 ТК РФ, так как во время командировки за ней сохранялось рабочее место, средняя заработная плата с которой делались отчисления в пенсионный фонд.

В судебном заседании Королева Н.Е. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в период с 01.09.2000 по 14.09.2001 работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе (завуч) и учителем русского языка и литературы с нагрузкой вначале 10 часов в неделю, а с декабря 2000 с нагрузкой 23 часа в неделю. Кроме того в этот период времени она являлась педагогом-организатором на 0,5 ставки, а так же замещала отсутствующих учителей и вела 1 час кружка. Во всех приказах она числилась как завуч и получала заработную плату от ставки завуча. С августа 2011 стала работать учителем русского языка и литературы с нагрузкой 31 час в неделю.

Представитель государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области Кольцова С.П. с иском не согласилась, доводы, изложенные в отзыве, поддержала. Суду пояснила, что в ходе проведения документальной проверки установлено, что Королева Н.Е. работала в качестве завуча в школе №... на 0,5 ставки, что подтверждается тарификационными списками, т.е. норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы, с 01.09.2000 не выполнена. Документально не подтверждается, что истица в указанный период времени по совместительству еще работала учителем русского языка и литературы. Суммировать нагрузку заместителя директора по учебной работе в размере 0,5 ставки и учебную нагрузку учителя русского языка и литературы нельзя, поскольку это не равнозначные должности. С 01.09.2011 по тарификационным спискам указана должность завуча на 0,5 ставки и 15,5 уроков в неделю, с 18.09.2001 прослеживается уже 30 часов в неделю.

Представитель третьего лица - Управления образования Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом. Суду представлено объяснение, в котором указано, что исковые требования поддерживают. Считают, что раз должности заместителя директора (так же как и заведующего учебной частью) и учителя поименованы Списком, истица имела учебную нагрузку в количестве 10 ч. (более половины ставки) и педагогическую нагрузку заместителя директора по учебной работе в размере 0,5 ставки, общая норма суммарно

составляет более 1 ставки, поэтому выполняемая Королевой Н.Е. работа должна быть зачислена в специальный стаж. Служебные командировки и повышение работниками квалификации с отрывом от производства по направлению работодателя являются обязательными. За время нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления в пенсионный фонд.

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.

В возражениях на жалобу Королева Н.Е. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.

Судом с достоверностью установлено и подтверждено трудовой книжкой, что Королева Н.Е. работала в МОУ «Основная общеобразовательная школа №...» заместителем директора по учебно-воспитательной работе с оплатой по 14 разряду по ЕТС и учителем русского языка и литературы с нагрузкой 10 часов в неделю с 23.08.1999. В оспариваемый период с 01.09.2000 по 14.09.2001 Королева Н.Е. также работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителем русского языка и литературы, что подтверждается приказом №... от 01.09.2000 года.

Как правильно указано в решении суда, статьей 7 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом необходимым условием является осуществление педагогической деятельности в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые утверждены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в подпунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка.

Занимаемые истицей должности «заместитель директора по учебно-воспитательной работе» и «учитель» указаны в пункте 1 раздела «наименование должностей» Списка, а в пункте 1.1 раздела «наименование учреждений» Списка - школы всех наименований.

С учетом приведенных выше норм права, суд пришел к правильному выводу, что имея педагогическую нагрузку на должностях, поименованных в Списке более целой ставки, истица имеет право и на включение спорного периода в специальный стаж работы для назначения пенсии.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Разрешая заявленные Королевой Н.Е. требования о включении в ее специальный стаж периодов нахождения в командировках, суд обоснованно принял во внимание, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации, дополнительное обучение, участие в семинарах является обязательной частью трудовой деятельности истицы, при этом за ней сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, от которой производились в указанный период времени все отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд. В связи с чем указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж работы Королевой Н.Е. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанных судом выводов, не могут служить основанием для отмены решения.

Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК Российской Федерации, не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда от 13 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол - без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Король

Судьи: Л.И. Билева

А.А. Коничева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200