Кассационное определение № 33-5817 от 23 декабря 2011 года



Судья Губина Е.Л.

№ 33-5817/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

23 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

Председательствующего Аганесовой О.Б.

Судей Теплова И.П., Маклаковой Н.С.,

при секретаре Торковой Т.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению помощника прокурора прокуратуры г. Вологды, участвующего в деле, кассационной жалобе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» на решение Вологодского городского суда от 19 сентября 2011 года, которым возложена на МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» обязанность: выполнить заполнение проемов в противопожарных преградах (помещение электрощитовой) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30, восстановить предусмотренные проектом двери поэтажных коридоров на первом, втором этаже, дооборудовать пожарные краны сертифицированными пожарными шкафами, привести электрические сети в соответствие с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, выполнить планы эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ 12.2143 – 2009.

Возложена на МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» обязанность: оборудовать вокруг территории образовательного учреждения ограждения, соответствующие установленным требованиям, установить светильники с люминесцентными лампами в кабинетах старшей школы перпендикулярно несущей стене, механической вытяжной вентиляцией, оградить отопительные приборы в учебных кабинетах начальной школы деревянными решетками, создать условия для организации эффективного проветривания в учебных классах и рекреациях старшей школы, в актовом зале, на пищеблоке – заменить аварийные рамы.

В иске к Администрации г. Вологды отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Вологды, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №...» (далее – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...»), Администрации г. Вологды о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой г. Вологды проверки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства, что создает угрозу жизни и здоровью детей, обучающихся в образовательном учреждении, а также его работников.

Просил суд возложить на МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности: выполнить заполнение проемов в противопожарных преградах (помещение электрощитовой) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30, восстановить предусмотренные проектом двери поэтажных коридоров на первом, втором этажах, дооборудовать пожарные краны сертифицированными пожарными шкафами, привести электрические сети в соответствие с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, выполнить планы эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ 12.2143 – 2009. Возложить на МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» обязанность по устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства: оборудовать вокруг территории образовательного учреждения ограждения, соответствующие установленным требованиям, установить светильники с люминесцентными лампами в кабинетах старшей школы перпендикулярно несущей стене, оборудовать в мастерской для трудового обучения деревообрабатывающие станки механической вытяжной вентиляцией, оградить отопительные приборы в учебных кабинетах начальной школы деревянными решетками, создать условия для организации эффективного проветривания в учебных классах и рекреациях старшей школы, в актовом зале, на пищеблоке – заменить аварийные рамы. Возложить на Администрацию г. Вологды обязанность по выделению денежных средств на проведение мероприятий по устранению в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» нарушений требований пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры г. Вологды Григорова С.Г. требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации г. Вологды по доверенности Неустроева Н.К. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что денежные средства выделяются из бюджета г. Вологды, решение о бюджете принимается Вологодской Городской думой. Конкретная сумма истцом не указана.

Представитель ответчика – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» по доверенности Андреева Н.В. в судебном заседании иск признала, пояснила, что школой в Управление образования Администрации г. Вологды направлялись обращения, в связи с чем мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности включены в план на 2012 год.

Судом принято приведенное решение.

В кассационном представлении помощник прокурора прокуратуры г. Вологды, участвующий в деле, просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что школа является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого выступает Администрация г. Вологды. В соответствии с пунктом 10.1 Устава образовательного учреждения деятельность школы финансируется учредителем. Препятствием для устранения выявленных нарушений является отсутствие надлежащего финансирования.

В кассационной жалобе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» ставит вопрос об отмене судебного решения. Указано, что школа является бюджетным учреждением, устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства затруднительно ввиду отсутствия финансирования.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Вологды была проведена проверка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...», в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности и санитарно – эпидемиологического законодательства.

Из приобщенного к материалам дела в суде кассационной инстанции по ходатайству прокурора Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...», утвержденного постановлением администрации г.Вологды от 1.11.2011, Школа является некоммерческой организацией- муниципальным учреждением ( п.1.2).

Учредителем Школы и собственником ее имущества является муниципальное образование «Город Вологда».

Функции и полномочия учредителя Школы и собственника ее имущества осуществляет администрация г.Вологды ( п.1.3).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п.3.1 Устава имущество Школы является собственностью муниципального образования «Город Вологда» и закрепляется за ней на праве оперативного управления.

Договором от 5 марта 2002 года №..., дополнительными соглашениями к нему от 1.12.2006, 11.01.2010 за Школой закреплено на праве оперативного управления имущество, которое отражено на балансе.

В силу п. 4.7 Устава Школа обязана обеспечивать выполнение мероприятий, в том числе по противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке.

Принимая во внимание указанные выше положения закона, нормативных актов, а также актов, регулирующих деятельность муниципального учреждения «СОШ №...», суд обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности на Школу.

Правомерным также является вывод суда о возложении на Школу обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии со ст. 28 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 4.8 Устава Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе за не обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

Названные правила и нормативы включают в себя ряд требований к условиям и организации обучения, необходимость выполнения которых, в том числе устройство ограждения территории общеобразовательного учреждения, отмечена судом.

В силу статей 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Отказывая в удовлетворении требований к администрации г.Вологды, суд сослался на то, что в настоящее время не представляется возможным определить объем необходимых денежных средств, администрация уполномочена распределять денежные средства в пределах выделенного из бюджета лимита.

Между тем, положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня.

Отказывая в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Вологды, суд первой инстанции не принял во внимание указанные нормы права, а также то обстоятельство, что выполнить мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения без участия органа местного самоуправления в форме надлежащего финансирования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» невозможно.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в иске прокурора к Администрации г.Вологды законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем в данной части подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции органов местного самоуправления, судебная коллегия считает необходимым возложить обязанность по проведению мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, кроме МОУ «СОШ №...» и на Администрацию г.Вологды.

Доводы кассационной жалобы МОУ «СОШ №...» не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 19 сентября 2011 года в части отказа прокурору иске к Администрации г.Вологды отменить, принять в данной части новое решение об удовлетворении иска прокурора и изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

« Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» и Администрацию г.Вологды: выполнить заполнение проемов в противопожарных преградах (помещение электрощитовой) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30, восстановить предусмотренные проектом двери поэтажных коридоров на первом, втором этаже, дооборудовать пожарные краны сертифицированными пожарными шкафами, привести электрические сети в соответствие с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, выполнить планы эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ 12.2143 – 2009.

Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» и Администрацию г.Вологды: оборудовать вокруг территории образовательного учреждения ограждения, соответствующие установленным требованиям, установить светильники с люминесцентными лампами в кабинетах старшей школы перпендикулярно несущей стене, механической вытяжной вентиляцией, оградить отопительные приборы в учебных кабинетах начальной школы деревянными решетками, создать условия для организации эффективного проветривания в учебных классах и рекреациях старшей школы, в актовом зале, на пищеблоке – заменить аварийные рамы».

В остальном - решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200