Судья Маркова М.В. № 33-5838/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 23 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: Председательствующего Аганесовой О.Б., Судей Маклаковой Н.С., Теплова И.П., при секретаре Торковой Т.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя прокурора прокуратуры г. Вологды на решение Вологодского городского суда от 20 октября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды, действующему в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, – отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей кассационное представление,представителя Департамента здравоохранения Вологодской области Ганичевой А.А., судебная коллегия установила: прокурор г. Вологды, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Бюджетному учреждению здравоохранения «Вологодская областная больница №...» (далее – БУЗ «Вологодская областная больница №...») о возложении обязанности по выполнению работ и выделении денежных средств. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой г. Вологды совместно с Управлением социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» проверки БУЗ «... областная больница №...» установлено, что на входе в здание корпуса ... отделения учреждения здравоохранения, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует пандус; туалеты и ванные комнаты не оборудованы специальными поручнями, санитарные комнаты не соответствуют требованиям СНиП 35 – 01 – 2001. Областная больница является бюджетным учреждением, учредитель которой – Вологодская область, в связи с чем финансирование учреждения здравоохранения осуществляется за счет средств областного бюджета. Статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <ДАТА> №... – 1, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе, путем предоставления доступной медико –социальной помощи. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от организационно – правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно – зрелищным и другим учреждениям. Согласно пунктам 3.1 – 3.3 СНиП 35 – 01 – 2001 в проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Количество и характеристики кабин и устройств в санитарно – гигиенических помещениях, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно – двигательного аппарата и недостатками зрения, оговорены в пунктах 3.66, 3.67 СНиП 350 – 01 – 2001. Просил суд возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность по выделению денежных средств для оборудования входа в здание корпуса ... отделения БУЗ «... областная больница №...» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов в соответствии со СНиП 35 – 01 – 2001. Возложить на БУЗ «... областная больница №...» обязанность оборудовать вход в здание корпуса ... отделения пандусом, в санитарно – гигиенических помещениях установить закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной, установить универсальную кабину уборной общего пользования не менее: ширина – 1, 65 м., глубина – 1, 8 м., в кабине рядом с унитазом выделить пространство для размещения кресла – коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения. В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры г. Вологды Григорова С.Г. требования уточнила, просила суд возложить на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанность выделить денежные средства для оборудования входа в здание корпуса ... отделения БУЗ «... областная больница №...» пандусом и оборудования санитарных комнат для инвалидов; возложить на БУЗ «... областная больница №...» обязанность оборудовать вход в здание корпуса ... отделения пандусом, в санитарно – гигиенических помещениях установить отдельную душевую кабину для инвалидов с открыванием двери наружу, оборудованную поручнями и подвесными трапециями, установить универсальную кабину уборной общего пользования, предусмотрев в ней пространство для размещения кресла – коляски, а также оборудовать устройство вешалки для одежды, костылей и других принадлежностей, установить поручни, штанги в срок до 01.01.2012. Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Ганичева А.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает необходимости переоборудования старых зданий медицинского обслуживания граждан в соответствии с новыми требованиями законодательства. Представитель ответчика – БУЗ «... областная больница №...» по доверенности Бодня Т.Ю. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что выполнить указанные прокурором работы возможно лишь в случае реконструкции и проектировании здания. На данный момент требования не выполнимы ввиду отсутствия технических и материальных возможностей. Представитель третьего лица – Управления социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Судом принято приведенное решение. В кассационном представлении заместитель прокурора прокуратуры г. Вологды просит решение суда первой инстанции отменить ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права. Указал на то, что требования доступности зданий и сооружений для инвалидов существовали и в ранее действующем законодательстве. Кроме того, согласно информации БУЗ «... областная больница №...» в период с 2007 по 2008 года выполняло капитальный ремонт ... отделения, в ходе проведения которого нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов не устранялись. Причиной явилось отсутствие необходимых денежных средств. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационного представления, полагает, что решение подлежит отмене. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на то, что свод правил, в том числе положения Закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», не применяется для зданий, введенных в эксплуатацию до вступления их в силу, к каким относится здание корпуса ... отделения БУЗ ВО «... областная больница №...». Данный свод правил не входит в систему стандартов и свод правил, применяемых при реализации названного закона. Кроме того, указывает на отсутствие у ответчика денежных средств на эти цели. Однако указанные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеет место и нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в непривлечении к участию в деле собственника имущества в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Установив в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (в частности, СНиП 35 – 01 - 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»). Кроме того, пунктом 3.2 Санитарно – эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 (СанПиН 2.1.3.2630 – 10), предусмотрено, что в медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). При рассмотрении дела судом не учтено, что создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры предусматривалось ранее действовавшей Федеральной программой «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 832. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из задач Федеральных целевых программ. Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции относительно отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований обеспечить доступ инвалидов в здание больницы являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению. Судебная коллегия полагает, что вне зависимости от срока введения в действие СНиП, при наличии действующего правового регулирования данных правоотношений, условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание корпуса ... отделения БУЗ «... областная больница №...» должны быть созданы, а также проведены мероприятия по оборудованию санитарных комнат. Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой г. Вологды совместно с Управлением социальной защиты населения по муниципальному образованию «город Вологда» проверки установлено, что на входе в здание корпуса ... отделения БУЗ «... областная больница №...» отсутствует пандус, что подтверждается актом от 10.08.2011 и сторонами не оспаривалось. Следовательно, доступ инвалидов - колясочников и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание больницы затруднен, что влечет нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Упомянутым актом также установлено отсутствие в туалетах и ванных комнатах здания корпуса ... отделения больницы специальных поручней и несоответствие санитарных комнат требованиям СНиП 35-01-2001. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, и подлежит отмене. Поскольку к участию в деле не был привлечен собственник имущества, указанное нарушение норм процессуального права не может быть устранено в суде кассационной инстанции, дело следует направить в тот же суд на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, исследовать вопрос о наличии реальной возможности осуществления беспрепятственного доступа инвалидов в здание ... отделения БУЗ «... областная больница №...» и оборудования санитарно – гигиенических помещений для маломобильных групп населения. Следует также истребовать договор и иные документы, подтверждающие передачу БУЗ «... областная больница №...» здания корпуса ... отделения в оперативное управление. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 20 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: Судьи: