Судья Лукинская Н.Н. № 33-5744/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 28 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Жаворонковой В.А., судей Чернышовой Н.Э., Игошевой Г.Н., при секретаре Торковой Т.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Арефьевой Ю. А. на решение Сокольского районного суда от 22.09.2011, которым признано незаконным бездействие администрации федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из учреждения в реку ..., а затем в реку .... Возложена на УФСИН России по Вологодской области обязанность по перечислению необходимых денежных средств на строительство очистных сооружений ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области в срок до 01.03.2012. Возложена на ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области обязанность по оборудованию очистных сооружений в течение 10 месяцев после получения необходимых денежных средств на производство этих работ из УФСИН России по Вологодской области. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области Козловой Г.Ю., представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... УФСИН по Вологодской области» Атрепьевой Е.Б., представителя Администрации города Сокола Рыбакова М.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: 18.03.2011 в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» (далее – ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области) проведена проверка соблюдения санитарного законодательства, в результате которой установлено, что отвод хозяйственно – фекальных и производственных сточных вод осуществляется во внутриплощадочные канализационные сети учреждения со сбросом на канализационно – насосную станцию, расположенную в ... метрах от маскировочного забора учреждения; из канализационно – насосной станции при помощи погружного насоса сточные воды перекачиваются в сточную канаву, протяженностью ... метров, проходящую вдоль маскировочного забора учреждения; далее сточные воды поступают в реку ..., а затем в реку ...; общий объем хозяйственно – фекальных сточных вод составляет ... м3 в сутки; очистные сооружения канализации учреждения находятся в нерабочем состоянии с <ДАТА> года; очистка и обеззараживание сточных вод не осуществляется, о чем составлен соответствующий акт. Со ссылкой на нарушение требований санитарно - эпидемиологического законодательства, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Вологодской области обратился в суд с иском к ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из учреждения в реку ..., а затем в реку ...; возложении на администрацию ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области обязанности по оборудованию за счет средств Российской Федерации, представленной на территории Вологодской области УФСИН России по Вологодской области, установке системы очистки и обеззараживания сточных вод. Требования мотивированы тем, что в нарушение требований пункта 4.1.1 СанПиН ... «...» отвод хозяйственно – фекальных и производственных сточных вод, образующихся в результате деятельности ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области – функционирования общежитий для осужденных, столовой, банно – прачечного комбината, медицинской части, осуществляется во внутриплощадные канализационные сети данного учреждения со сбросом на канализационно – насосную станцию, расположенную в ... метрах от маскировочного забора. Очистные сооружения канализации учреждения находятся в нерабочем состоянии с <ДАТА> года, очистка и обеззараживание сточных вод не осуществляется. Определением Сокольского районного суда от 18.08.2011 к участию в деле привлечена Администрация г. Сокола в качестве третьего лица. В судебном заседании прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Крючкова И.Н. требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из учреждения в реку ..., а затем в реку ...; возложении на ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области обязанности в двухмесячный срок оборудовать очистные сооружения в ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области; возложении на УФСИН России по Вологодской области обязанности в двухмесячный срок выделить необходимые денежные средства на строительство очистных сооружений. Представитель ответчиков – ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области по доверенностям Атрепьева Е.Б. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что администрацией учреждения предпринимались меры к строительству очистных сооружений, о необходимости выделения денежных средств на проведение соответствующих работ неоднократно обращались в различные инстанции. Водопроводные сети, очистные сооружения, здание канализационно - насосной станции находятся в оперативном управлении учреждения и передаются в муниципальную собственность .... Указала, что сроки, в которые прокуратура просит произвести финансирование и строительные работы, являются неразумными, так как бюджет на следующий год будет утвержден в начале следующего года, а на выполнение работ потребуется не менее года. Представитель третьего лица – Администрации г. Сокол по доверенности Рыбаков М.В. в судебном заседании с иском согласился, пояснил, что администрация города была согласна принять очистные сооружения, но предполагала, что они находятся в рабочем состоянии. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Вологодской области по доверенности Арефьева Ю.А. просит судебное решение отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. В представленных на кассационную жалобу возражениях прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Вологодской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные возражения, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям: в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473 – 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно – исполнительная система включает в себя, в том числе учреждения, исполняющие наказания. Имущество уголовно - исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно - исполнительной системой задач. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно - исполнительной системы, территориальных органов уголовно - исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно - исполнительной системы, научно - исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно - исполнительной системы. Учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по развитию своей материально – технической базы и социальной сферы, а также имеют право по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции (статья 11, пункт 5 статьи 13, пункт 18 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473 – 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств и владеет имуществом на праве оперативного управления. При этом учреждение обеспечивает проведение мероприятий по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранного законодательства (пункты ... Устава ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области). Как следует из материалов дела, очистные сооружения канализации ФКУ ИК №... УФСИН России по Вологодской области находятся в нерабочем состоянии с <ДАТА> года, в связи с чем очистка и обеззараживание сточных вод не осуществляется. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов по соблюдению прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека. С учетом приведенных норм материального права, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении заявленных требований. Между тем, в суд кассационной инстанции кассатором представлено распоряжение №... от 17.11.2011 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, согласно которому право оперативного управления федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» на относящееся к федеральной собственности имущество – очистные сооружения, водопроводные сети, здание канализационно - насосной станции – прекращено; указанное имущество передано в собственность муниципального образования города Сокола, акт приема-передачи утвержден руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области; процедура передачи имущества соблюдена и соответствует абзацам 24-26 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора установлены неправильно. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Сокольского районного суда от 22.09.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Сокольский районный суд. Председательствующий: Судьи: