Судья Шевченко Г.П. № 33-5840/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 23 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Билевой Л.И., Соколовой М.В., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Вологдаэлектротранс» на решение Вологодского городского суда от 24 октября 2011 года, которым на открытое акционерное общество «Вологдаэлектротранс» возложена обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. С открытого акционерного общества «Вологдаэлектротранс» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере ... рублей. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., объяснения представителя ОАО «Вологдаэлектротранс» по доверенности Дмитриевской О.Д., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия установила: в открытом акционерном обществе «Вологдаэлектротранс» (далее – ОАО «Вологдаэлектротранс», Общество) при среднесписочной численности работников ... человек установлена квота на трудоустройство инвалидов в количестве ... человек, трудоустроено фактически ... человека, имеющих инвалидность. Прокурор города Вологды, ссылаясь на нарушение ОАО «Вологдаэлектротранс» законодательства о занятости инвалидов, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями обратился в суд к ОАО «Вологдаэлектротранс» о возложении обязанности исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. В обоснование требований указал, что Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены гарантии трудовой занятости инвалидов. Данному положению соответствуют нормы Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области», конкретизирующие, что организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. Указанные требования законодательства ОАО «Вологдаэлектротранс» не исполняются. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика ОАО «Вологдаэлектротранс» по доверенности Дмитриевская О.Д. требования не признала, указала, что из ... человек, работающих на предприятии, ... осуществляют трудовую деятельность во вредных и опасных условиях труда. Применение труда лиц, имеющих инвалидность, в указанных условиях недопустимо. В Обществе работает ... человека, которым установлена инвалидность, для них созданы условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В казенное учреждение Вологодской области «Центр занятости населения города Вологды» (далее – КУ ВО «ЦЗН города Вологды») направлена информация о создании ... рабочих мест, на которые имеется возможность трудоустроить лиц с ограниченными возможностями, однако данных лиц такая работа не интересует. Кроме того, на предприятии работают ... сотрудника, имеющие детей-инвалидов. Таким образом, ОАО «Вологдаэлектротранс» исполняет в полном объеме возложенную социальную нагрузку. Представитель Дмитриевская О.Д. пояснила суду, что вакантными для лиц, имеющих инвалидность, в настоящее время являются должности "должность". Третье лицо КУ ВО «ЦЗН города Вологды» о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился. Отзыв на исковое заявление представлен в письменном виде (л.д. 14). Указано, что работодатели во исполнение требований Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В целях выполнения квоты ОАО «Вологдаэлектротранс» включено в Целевую программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Вологодской области, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 № 67. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе ОАО «Вологдаэлектротранс» со ссылкой на доводы аналогичные доводам, приведенным в обоснование возражений на иск, поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В отзыве на кассационную жалобу КУ ВО «ЦЗН города Вологды» просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. В силу статьи 27 Конвенции о правах инвалидов каждое государство признает право инвалидов на труд наравне с другими. Это право подразумевает предоставление инвалиду возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился в условиях открытого рынка. Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. На основании положений статей 21, 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Закон Вологодской области от 22.10.2004 № 1065-ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» установил организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. Статьей 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Из пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Из материалов дела следует, что исходя из среднесписочной численности работников ОАО «Вологдаэлектротранс» на <ДАТА> в количестве ... человек организацией должны быть трудоустроены ... граждан с ограниченными возможностями, фактически работают ... человека (л.д. 4). При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об удовлетворении требований прокурора и обязал ответчика исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Юридически значимые для дела обстоятельства судом установлены полно и правильно, всем доводам ответчика, выдвигаемым им в обоснование своих возражений на иск и повторно отраженных в кассационной жалобе, судом первой инстанции в решении дана соответствующая правовая оценка, материальный закон применен верно, каких-либо нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом также не допущено. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 24 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Вологдаэлектротранс» - без удовлетворения. Председательствующий И.Н. Бочкарева Судьи Л.И. Билева М.В.Соколова