кассационное определение № 33-5799 от 28 декабря 2011 года



Судья Золоткова Л.Д.

№ 33-5799/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

28 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Беляковой В.Н., Коничевой А.А.,

при секретаре Яркиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области на решение Нюксенского районного суда от 21 января 2011 года, которым иск Парыгиной Г.Н. к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе о зачете в специальный стаж периодов работы и рассмотрении вопроса о назначении досрочной пенсии с момента обращения удовлетворен.

Решение Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе от 15 сентября 2010 года об отказе Парыгиной Г.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.

На Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе возложена обязанность включить Парыгиной Г.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы с 22 февраля 2005 года по 06 сентября 2010 года в должности фельдшера в организационно - методическом кабинете МУ «Н» с 15 октября 2001 года по 03 ноября 2001 года - учебу на курсах повышения квалификации - в календарном порядке.

Периоды работы: с 01 апреля 1987 года по 31 октября 1987 года - в должности фельдшера, заведующей Тракторским фельдшерско - акушерским пунктом, с 01 ноября 1987 года по 23 августа 1994 года - в должности фельдшера ... районной больницы, с 24 августа 1994 года по 26 июня 1997 года - в должности дезинфектора в ... районном центре Госсанэпиднадзора ... с 27 июня 1997 года по 24 мая 1999 года - в должности помощника санитарного врача в "Н" (после реорганизации со 02 февраля 1998 года - в филиале ... межрайонного центра Госсанэпиднадзора в ... зачтены как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

На Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда РФ в Нюксенском районе возложена обязанность рассмотреть вопрос о назначении Парыгиной Г.Н. досрочной трудовой пенсии с 06 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области, Парыгиной Г.Н., судебная коллегия

установила:

Решением Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области (далее ГУ - ОПФ Российской Федерации в Нюксенском районе, пенсионный орган) от 15 сентября 2010 года Парыгиной Г.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине недостаточности специального стажа на соответствующих видах работ. При этом в такой стаж ей не включены период работы в должности фельдшера организационно-методического кабинета МУ "Н" с 22 февраля 2005 года по 06 сентября 2010 года и время нахождения на курсах повышения квалификации с 15 октября по 03 ноября 2001 года в период выполнения обязанностей помощника санитарного врача в центре Госсанэпиднадзора ....

Специальный стаж Парыгиной Г.Н. на дату определения права исчислен пенсионным органом в 16 лет 05 месяцев 28 дней.

Парыгина Г.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФ Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области о назначении трудовой пенсии.

Ссылаясь на необоснованность вышеназванного решения ответчика, указала на то, что стаж ее медицинской деятельности составляет более 25 лет. Периоды работы в должности фельдшера Нюксенской центральной районной больницы, фельдшера и заведующего Тракторским фельшерско-акушерским пунктом, а также дезинфектором и помощником санитарного врача в районном центре Госсанэпиднадзора, в том числе курсы повышения квалификации, подлежат включению в такой стаж, поскольку в это время она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что дает право на получение пенсии по выслуге лет.

На основании изложенного просила суд признать отказ комиссии неправомерным и не порождающих правовых последствий с момента принятия, обязать ответчика зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы: с 22 февраля 2005 года по 08 сентября 2010 года в должности фельдшера в организационно - методическом кабинете МУ "Н"; с 15 октября 2001 года по 03 ноября 2001 года - период нахождения на курсах повышения квалификации; с 01 апреля 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера, заведующего Тракторским фельдшерско - акушерским пунктом (ФАП) из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 01 ноября 1987 года по 23 августа 1994 года - в должности фельдшера ... районной больницы из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 24 августа 1994 года по 26 июня 1997 года - в должности дезинфектора в ... районном центре Госсанэпиднадзора ... из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 27 июня 1997 года по 24 мая 1999 года - в должности помощника санитарного врача в "Н" (после реорганизации со 02 февраля 1998 года - в филиале ... межрайонного центра Госсанэпиднадзора ..., с 10 декабря 2002 года - в ...Центре Госсанэпиднадзора ... из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначить пенсию с 08 сентября 2010 года и возместить расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей.

В обоснование требований указала, что должность «фельдшер» поименована Списками должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья. Организационно- методический кабинет является структурным подразделением Нюксенской центральной районной больницы. По должностной инструкции на данную должность назначаются лица, имеющие среднее медицинское образование и соответствующий диплом, а также сертификат «Лечебное дело». В должностные обязанности фельдшера организационно – методического кабинета входит оказание амбулаторно – поликлинической помощи, то есть практической помощи лечебно – профилактическим учреждениям района по вопросам организации профилактики, раннего выявления, лечения и диспансерного наблюдения за больными с хроническим заболеваниями, она участвует в проведении периодических медицинских осмотров населения, профилактических осмотрах участников и инвалидов Великой Отечественной войны, в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Кроме этого в ее обязанности входит экспертиза временной нетрудоспособности граждан, контроль за качеством оказания им медицинской помощи. В период прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, и работодатель должен был производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды ее работы в сельской местности подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

В ходе судебного разбирательства Парыгина Г.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель ГУ - ОПФ Российской Федерации в Нюксенском районе Кривоногова Н.В. требованиями истицы не согласилась, пояснив, что должность «фельдшер организационно-методического кабинета» не предусмотрена Списком № 781 от 29 октября 2002 года, где поименована должность «фельдшер». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года № 541 -II (ЕКС) относит к обязанностям фельдшера оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной помощи, проведение лабораторных исследований, назначение лечения, оказание доврачебной помощи, ассестирование врачу при операциях, другие функции: осуществление экспертизы временной нетрудоспособности, обеспечение учета и хранения медицинских препаратов, ведение медицинской учетно-отчетной документации. В представленной страхователем должностной инструкции фельдшера ОМК не предусмотрены функции, связанные с лечебной деятельностью. В индивидуальных сведениях, представленных страхователем, период работы в этой должности отражен общими условиями труда. Включение в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации противоречит Правилам, утвержденным постановлением Правительства № 516 от 11 июля 2002 года, и Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года. В поименном Списке лиц, работавших в отчетном периоде, направленном работодателем истицы в Пенсионный фонд Российской Федерации, период ее нахождения на курсах повышения квалификации отражен в примечании как работа на общих условиях труда. Продолжительность специального стажа Парыгиной Г.Н. определена с применением норм постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, что предоставило возможность включения в стаж периода работы в должности «дезинфектор». При этом все периоды работы в сельской местности исчислены в календарном порядке.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ – ОПФ Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении требований Парыгиной Г.Н.

В возражениях на кассационную жалобу Парыгина Г.Н. просит оставить решение суда без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Пункт 2 статьи 27 вышеназванного Закона указывает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действующие в настоящее время Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.

В силу пункта 11 постановленияПленума Верховного Суда Российской Федерацииот20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. «б»).

В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты).

Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года (в редакции Постановления Правительства от 19 февраля 2001 года № 130).

В постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» указано, что право на досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 апреля 1982 года Парыгина Г.Н. была принята на работу фельдшером, заведующим Тракторским фельдшерско - акушерским пунктом. С 01 ноября 1987 года она переведена фельдшером в ... районную больницу, а с 23 августа 1994 года принята переводом в ... центр Госсанэпиднадзора на должность дезинфектора, 27 июня 1997 года переведена на должность помощника санитарного врача, обязанности которого выполняла по 21 февраля 2005 года. 22 февраля 2005 года Парыгина Г.Н. принята фельдшером в организационно-методический кабинет ... районной больницы, продолжала работать в указанной должности по 06 сентября 2010 года.

Решением Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе от 15 сентября 2010 года Парыгиной Г.Н. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» ввиду отсутствия необходимого стажа медицинской деятельности. При этом в такой стаж истице не зачтены периоды работы: с 01 апреля 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера, заведующей Тракторским фельдшерско - акушерским пунктом, с 01 ноября 1987 года по 23 августа 1994 года в должности фельдшера ... районной больницы, с 24 августа 1994 года по 26 июня 1997 года в должности дезинфектора в ... центре Госсанэпиднадзора, с 27 июня 1997 года по 24 мая 1999 года в должности помощника санитарного врача в "Н" (после реорганизации со 02 февраля 1998 года - в филиале ... центра Госсанэпиднадзора ..., с 22 февраля 2005 года по 06 сентября 2010 года в должности фельдшера в организационно - методическом кабинете МУ «Н» и время нахождения на курсах повышения квалификации с 15 октября по 03 ноября 2001 года, что послужило основанием для обращения ее с настоящим иском в суд.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к правильному выводу о неправомерности принятого пенсионным органом решения, зачете спорных периодов работы Парыгиной Г.Н. на медицинских должностях в учреждениях здравоохранения и времени обучения на курсах повышения квалификации при осуществлении лечебной и иной деятельности в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях, а также назначения такой пенсии с 06 сентября 2010 года, поскольку действовавшее в тот период времени пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью, во время нахождения на курсах за истицей сохранялось место работы и заработная плата.

Доводы жалобы ответчика не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта, поскольку положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нюксенского районного суда Вологодской области от 21 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Нюксенском районе Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: В.Н. Белякова

А.А. Коничева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200