Судья Колодезный А.В. № 33-6013/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 30 декабря 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чекавинской Н.И., Слепухина Л.М., при секретаре Ивановой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации города Вологды Горячевой А.С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 18 августа 2011 года, которым исковые требования прокурора города Вологды удовлетворены. На Администрацию города Вологды возложена обязанность организовать и провести строительство дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне «Бывалово - Можайский» города Вологды в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чекавинской Н.И., объяснения представителей Администрации г. Вологды по доверенности Чистотиной О.П., Чеблаковой Ю.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: прокурор города Вологды, действуя в интересах неопределенного круга лиц, (далее – прокурор) 28 июня 2011 года обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о возложении обязанности по строительству дошкольного образовательного учреждения. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Вологды проверки выявлены нарушения права граждан на получение доступного дошкольного образования. В нарушение положений преамбулы, статьи 1, части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 22 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» Администрацией города Вологды в соответствии с полномочиями, предоставленными ей пунктом 13 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не обеспечена возможность посещения детьми дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений в связи с отсутствием зданий, помещений для организации детских садов, соответствующих требованиям законодательства. Для ликвидации очереди и полного удовлетворения потребности в детских садах необходимо строительство новых зданий. Возможность уплотнения групп в имеющихся детских садах исчерпана. По состоянию на 01 июня 2011 года в городе Вологде в очереди граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, состоит 5635 человек, имеющих детей до 4-х лет. В микрорайоне «Бывалово - Можайский» очередь в дошкольные детские учреждения составляет 705 человек. В результате неисполнения вышеуказанных требований законодательства нарушаются гарантированные права, законные интересы детей и исключается возможность беспрепятственного посещения ими дошкольных образовательных учреждений. В связи с изложенным просил обязать Администрацию города Вологды организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне «Бывалово – Можайский» в срок до 01 июня 2012 года. В ходе судебного разбирательства помощник прокурора города Вологды Григорова С.Г. заявленные прокурором требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Администрации города Вологды Юриков С.Е. в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что по состоянию на 01 июня 2011 года в городской очереди граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, состоит 5635 человек, имеющих детей в возрасте до 4-х лет. Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования в городе Вологде утверждены: Долгосрочная программа капитальных вложений муниципального образования «Город Вологда» на 2010 - 2012 годы (Постановление Главы города Вологда от 23ноября 2009 года №...) и программа социально - экономического развития муниципального образования «Город Вологда» на 2011 -2013 годы (решение Вологодской городской Думы от 06 декабря 2010 года №...). Названные программы предусматривают предоставление общедоступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования на территории муниципального образования «Город Вологда» путем строительства новых дошкольных образовательных учреждений, переоборудования имеющихся помещений на дополнительные места, реконструкцию зданий образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими, пожарными, градостроительными нормами. Начиная с 2005 года в городе Вологде переоборудовано более 60 групповых помещений в детских садах, использовавшихся не по назначению, что позволило направить в детские сады дополнительно около 1000 детей. Переоборудованы здания бывших детских садов №... на 90 мест, №... на 110 мест, №... «Аленушка» на 110 мест, №... «Букваренок» на 110 мест. В 2010 году открыты дополнительно 6 групп в действующих детских садах № №... на 120 мест. В настоящее время закончилась реконструкция здания бывшего детского сада, состоялось открытие МДОУ «Детский сад №... «Мальвина», рассчитанного на 110 мест. Филиал МДОУ №... «Белочка» по адресу: <адрес>, рассчитанный на 150 мест, планируется открыть к 01 сентября 2011 года. Администрация города Вологды изыскала возможность открытия с 01 сентября 2011 года дополнительных 7 групп в действующих дошкольных учреждениях № №.... В результате переоборудования данных помещений дополнительно будет предоставлено 140 мест. В Правительство Вологодской области направлены предложения по строительству новых дошкольных образовательных учреждений и запрос по передаче здания бывшего детского сада, находящегося по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность. В 2011-2013 годах запланирована реконструкция трех зданий бывших детских садов для использования их по прямому назначению. Кроме того, в Инвестиционном проекте «Развитие сети образовательных учреждений» запланировано строительство МДОУ в микрорайоне Можайский на 320 мест. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе представитель Администрации города Вологды Горячева А.С. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неисполнимость принятого судом решения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права. В соответствии с ч. 3, 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Статьей 29 ч.1 п. 6.1, 6.2 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В силу ст.26.3 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации их полномочий. Согласно ст. 28,31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе, самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ). Из материалов дела следует, что администрацией города принимаются меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Администрация города выполняет требования закона в пределах своих полномочий, однако удовлетворить потребности населения в полном объеме в обеспечении всех нуждающихся местами в МДОУ не может, объясняя отсутствием финансовой возможности, недостаточностью собственных бюджетных средств и выделяемых субвенций. Удовлетворяя требования прокурора, суд не учел, что обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Заявляя требования о понуждении к совершению действий, прокурор возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе отсутствует. Кроме того, согласно ст.28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Учитывая изложенное вывод суда о том, что требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию города Вологды организовать и провести строительство дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне «Бывалово - Можайский» города Вологды подлежат удовлетворению, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем принятое по делу судебное решение подлежит отмене. Принимая во внимание, что установления новых имеющих значение для дела обстоятельств и их доказывания не требуется, судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда Вологодской области от 18 августа 2011 года отменить. Принять по делу новое решение. Прокурору города Вологды в удовлетворении исковых требований к Администрации города Вологды о возложении обязанности по строительству дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне «Бывалово- Можайский» г. Вологды - отказать. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.И. Чекавинская Л.М. Слепухин