Судья Колодезный А.В. №33-123/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 13 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: Председательствующего Аганесовой О.Б., судей Теплова И.П., Маклаковой Н.С., при секретаре Михайловой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Митрофановой Н. С. на решение Вологодского городского суда от 17 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Митрофановой Н. С. отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения Митрофановой Н.С., судебная коллегия установила: Митрофанова Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Вологды о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата, в обоснование которого указала, что с 19.10.2000 состояла вместе с членами своей семьи на учете граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей, в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях. 25.01.2011 постановлением администрации города Вологды она была снята с данного учета в связи с утратой права на льготу. Решением Вологодского городского суда от 13.04.2011 указанное постановление признано незаконным, ответчик был обязан восстановить ее на этом учете. Между тем, ее супруг и дети в 2009 году получили государственный жилищный сертификат, она имела право получить сертификат в то же время, что и ее семья - 03.08.2009. Просила обязать Администрацию города Вологды вне очереди выдать жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на одного человека, рассчитанный на дату фактического предоставления социальной выплаты. Определением суда от 06.09.2011 в качестве соответчика привлечен Департамент развития муниципальных образований Вологодской области. В судебном заседании Митрофанова Н.С. и ее представитель Кузнецова С.Г. исковые требования увеличили, просили обязать ответчиков выдать вне очереди Митрофановой Н.С. государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на одного человека, рассчитанной исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в размере, утвержденном на дату фактической выдачи сертификата и обязать Митрофанову Н.С. при выдаче указанного жилищного сертификата подписать обязательство о сдаче (передаче) в муниципальную собственность 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 54,8 кв.м, по адресу: <адрес>. Измененные исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что законодателем установлен порядок выдачи сертификатов в зависимости от времени постановки гражданина на учет. Митрофанова включена в список участников подпрограммы для выдачи сертификата в 2012 году под номером 50. Инвалидом она не является, включена в список пенсионеров. Сертификат будет выдан при достаточном финансировании после принятия решения об утверждении федерального бюджета на следующий год. Оснований для предоставления жилого помещения вне очереди не имеется. Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию представителя указанного департамента. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Митрофанова Н.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Из материалов дела усматривается, что Митрофанова Н.С., проживающая по адресу: <адрес>, с 19.10.2000 состояла с семьей (5 человек) на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 18.06.2007 за Митрофановой Н.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 28.08.1994 было зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 54,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. 03.08.2009 мужу Митрофановой Н.С. - М.А. был выдан государственный жилищный сертификат №... на состав семьи из 3 человек (двое детей) о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Данная выплата в сумме ... рублей ими была реализована путем приобретения двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением администрации города Вологды от 25.01.2011 №... «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Митрофанова Н.С. была снята с указанного учета в связи с утратой права на льготу. Решением Вологодского городского суда от 13.04.2011, вступившим в законную силу 26.04.2011, указанное постановление признано незаконным, ответчик обязан восстановить Митрофанову Н.С. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к местностей. Данное решение суда было исполнено, Митрофанова Н.С. была восстановлена на учете с 19.10.2000. В настоящее время Митрофанова Н.С. состоит в сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год в Вологодской области по категории - выехавшие из районов Крайнего Севера, категория – пенсионер, под номером 50. Митрофанова Н.С. обратилась 02.08.2011 в суд с вышеуказанными требованиями. Согласно статье 1 Федерального закона №125 от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпункта «З» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. В силу абзаца 5 пункта 24 Правил список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно статье 2 Федерального закона №125 от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются пенсионерам во вторую очередь. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание факт постановки Митрофановой Н.С. в сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год в Вологодской области по категории - выехавшие из районов Крайнего Севера под номером 50; при этом она не относится к категории граждан первой очереди на получение жилищного сертификата; граждане, указанные в данном сводном списке под номерами 1 - 49 имеют более ранний год постановки на учет и такую же категорию очередности, как у истца (вторую). Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Митрофановой Н. С. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: