Судья Маркова М.В. № 33-134/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 13 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: Председательствующего Бочкаревой И.Н., Судей Билевой Л.И., Образцова О.В., с участием прокурора Прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя прокурора прокуратуры г. Вологды на решение Вологодского городского суда от 01 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения представителя муниципального унитарного Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 по доверенности Казаковцевой О.Н., представителя Казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Вологды» по доверенности Некипеловой Н.Н., прокурора Прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей решение незаконным и подлежащим отмене, судебная коллегия установила: в результате проведенной прокуратурой г. Вологды проверки соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов в деятельности муниципального унитарного Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 (далее – МУ ПАТП № 1) установлено, что при среднесписочной численности работников предприятия за сентябрь 2011 года – ... человек установлена квота на трудоустройство инвалидов в количестве ... человек, фактически трудоустроено – ... граждан с ограниченными возможностями. Со ссылкой на нарушение законодательства об инвалидах, 27.09.2011 прокурор прокуратуры г. Вологды обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к МУ ПАТП № 1 о возложении обязанности по исполнению квоты по трудоустройству инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры г. Вологды Пальваль А.В. требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика – МУ ПАТП № 1 по доверенности Чебыкин В.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что предприятием приняты все меры по созданию рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты. В случае, если по состоянию здоровья лицам указанной категории не противопоказана деятельность, предлагаемая юридическим лицом, они принимаются на работу. От выполнения квоты МУ ПАТП № 1 не уклоняется, а наличие свободных мест, не занятых инвалидами, связано с тем, что граждане данной категории не изъявляют желание работать на предприятии. Представитель третьего лица – Казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Вологды» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв, в котором указал на обоснованность заявленных требований. Судом принято приведенное решение. В кассационном представлении заместитель прокурора прокуратуры г. Вологды ставит вопрос об отмене судебного решения ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационного представления, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181 – ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона № 181 – ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов предусмотрен статьей 21 Закона № 181 – ФЗ, согласно пункту 1 которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников (статья 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065 – ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области»). Статьей 24 Закона № 181 – ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Из пункта 5 статьи 25 вышеупомянутого закона следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что МУ ПАТП № 1 не уклоняется от выполнения обязанности, как работодателя, по трудоустройству инвалидов, поскольку юридическим лицом предпринимаются меры к принятию на работу граждан с ограниченными возможностями. Судебная коллегия считает, что такой вывод основан на неправильном применении норм материального права. Как следует из материалов дела, исходя из среднесписочной численности работников МУ ПАТП № 1 на 18.10.2011 организацией должны быть трудоустроены ... граждан с ограниченными возможностями, а фактически работают лишь ... человек. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт исполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, с ограниченными возможностями, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика об исполнении требований Закона № 181 – ФЗ со ссылками на приказ директора МУ ПАТП № 1 № 331 от 17.08.2011, согласно которому в организации выделено ... имеющихся рабочих мест ... в качестве специальных мест для инвалидов по следующим основаниям. Согласно статье 22 Закона № 181 – ФЗ, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, а судом не добыто доказательств организации МУ ПАТП № 1 данных рабочих мест непосредственно для граждан, с ограниченными возможностями. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора прокуратуры г. Вологды удовлетворить, возложить на МУ ПАТП № 1 обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 01 ноября 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым иск прокурора прокуратуры г. Вологды удовлетворить. Возложить на муниципальное унитарное Пассажирское автотранспортное предприятие № 1 обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Взыскать с муниципального унитарного Пассажирского автотранспортного предприятия № 1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: Л.И. Билева О.В. Образцов