Судья Леонова И.М. № 33-162/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 13 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: Председательствующего Бочкаревой И.Н. Судей Билевой Л.И., Образцова О.В., с участием прокурора Прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., при секретаре Яркиной К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного унитарного предприятия Вологодской области «Вологдаоблстройзаказчик» на решение Вологодского городского суда от 02 ноября 2011 года, которым возложена на государственное унитарное предприятие Вологодской области «Вологдаоблстройзаказчик» обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Взыскана с государственного унитарного предприятия Вологодской области «Вологдаоблстройзаказчик» в доход местного бюджета государственная пошлина в размере ... рублей. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., заключение прокурора Прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия установила: прокурор прокуратуры г. Вологды обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к Государственному унитарному предприятию Вологодской области «Вологдаоблстройзаказчик» (далее – ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик») о возложении обязанности по исполнению квоты по трудоустройству инвалидов. Требования мотивированы тем, что средняя численность работников далее – ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик» за август 2011 года составила ... человек. При наличии квоты по приему инвалидов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181 – ФЗ) и статьей 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065 – ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области» в количестве ... человек, в ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик» фактически трудоустроено ... человека, имеющих инвалидность. В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры г. Вологды Пальваль А.В. требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика – ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик» по доверенности Крутов В.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что среднесписочная численность работников предприятия по состоянию на 01.11.2011 составила ... человек, размер квоты – ... человек с ограниченными возможностями, фактически трудоустроено ... инвалида. Таким образом, квота по численности работающих на предприятии инвалидов соблюдена. Представитель третьего лица – Казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Вологды» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв, в котором указал на обоснованность заявленных требований. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик» ставит вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности и необоснованности, ссылаясь на соблюдение предприятием требований норм действующего законодательства о занятости инвалидов. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. Согласно статье 2 Закона № 181 – ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона № 181 – ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов предусмотрен статьей 21 Закона № 181 – ФЗ, согласно пункту 1 которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников (статья 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065 – ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области»). Статьей 24 Закона № 181 – ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Из пункта 5 статьи 25 Закона № 181 – ФЗ следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из материалов дела, исходя из среднесписочной численности работников ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик» на 01.11.2011 организацией должны быть трудоустроены ... граждан с ограниченными возможностями, а фактически работают ... человека, при этом в службу занятости не заявлялось о наличии вакансии для лиц с ограниченными возможностями. При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод об удовлетворении требований прокурора прокуратуры г. Вологды и возложил на ГУП ВО «Вологдаоблстройзаказчик» обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы о необходимости трудоустройства только ... граждан с ограниченными физическими возможностями не опровергают сделанные судом первой инстанции выводы о размере квоты, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 02 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Вологодской области «Вологдаоблстройзаказчик» – без удовлетворения. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: Л.И. Билева О.В. Образцов