Судья Голодова Е.В. № 33-199/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 18 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чекавинской Н.И., Белозеровой Л.В., при секретаре Ермалюк А.П. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области на решение Тотемского районного суда от 13 декабря 2011 года, которым заявление прокурора Бабушкинского района удовлетворено. На администрацию Бабушкинского муниципального района возложена обязанность принять меры по ликвидации свалки отходов деревообработки (очистке земельного участка), расположенной <адрес>; принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке в срок до 01 мая 2012 года. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителей администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области по доверенности Власова С.А., Переломовой Л.И., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: И.о. прокурора Бабушкинского района Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Бабушкинского муниципального района о возложении обязанности принять меры по ликвидации свалки отходов деревообработки (очистке земельного участка), расположенной <адрес>, принять меры по недопущению дальнейшего складирования отходов лесопиления на данном земельном участке в срок до 01 мая 2012 года. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Бабушкинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> в границах населенного пункта <адрес> расположена неорганизованная свалка отходов промышленного производства, а именно отходов лесопиления. Установлено, что отходы лесопиления, вывозимые на указанный земельный участок, образуются от деятельности цехов лесопиления индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории д.<адрес>. Вследствие неустановленных причин указанная неорганизованная свалка отходов лесопиления периодически возгорается, что создает угрозу возникновения пожара в прилегающем лесном массиве, а также ведет к задымлению населенного пункта, что неблагоприятно сказывается на санитарно - эпидемиологическом благополучии проживающего населения. Существование неорганизованной свалки отходов лесопиления свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, что приводит как к захламлению земельных участков, так и возможности возгораний в лесах, что в период пожароопасного периода является недопустимым. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представители ответчика администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности Власов С.А., Переломова Л.И., Томилова С.С. исковые требования не признали. В возражении указали, что проверка проведена прокуратурой района формально, в материалах дела нет объяснений должностных лиц администрации района, при проведении проверки прокуратурой района не устанавливалось, какие меры были приняты ответчиком. Полагали, что ответственность за образование свалки должны нести индивидуальные предприниматели Ш.А., Г.И., Л.Г., К.Т., Ш.Д., Д.Т., ООО «А», которые за захламление земельного участка привлекались к административной ответственности. Существование неорганизованной свалки свидетельствует также о ненадлежащем исполнении администрацией Березниковского сельского поселения полномочий по решению вопроса местного значения - осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, что приводит к захламлению земель. Полномочия в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов подразумевает осуществление органами местного самоуправления исполнительно - распорядительных функций, в том числе и нормативно-правовое регулирование. В соответствии с законодательством области опилки как вторичный материальный ресурс, утилизации не подлежат. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе администрация Бабушкинского муниципального района, ссылаясь на доводы, приведенные в ходе судебного разбирательства, ставит вопрос об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву незаконности и необоснованности. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Из материалов дела следует, что на земельном участке площадью ... га, находящемся <адрес> расположена свалка отходов лесопиления (горбылей, опилок). Отходы лесопиления, вывозимые на указанный земельный участок, образуются от деятельности цехов лесопиления индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории <адрес>. Земельный участок для размещения площадки с отходами лесопиления не оформлялся, на баланс и на обслуживание какой-либо организации свалка не передавалась. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с требованиям части первой статьи 31 Устава Бабушкинского муниципального района администрация Бабушкинского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района. В силу пункта 14 части 1 статьи 18, пункта 11 части 1 статьи 32 данного Устава организация утилизации и переработки промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, разрешение которого отнесено к полномочиям администрации Бабушкинского муниципального района. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах, суд удовлетворяя требования прокурора Бабушкинского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц и возлагая обязанность на администрацию Бабушкинского муниципального района устранить нарушения федерального законодательства путем принятия мер по ликвидации свалки отходов деревообработки (очистке земельного участка), расположенной <адрес> принятия мер по недопущению складирования отходов лесопиления на данном земельном участке, пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей Бабушкинского муниципального района на благоприятную окружающую среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов лесопиления может привести к нарушению права неопределенного круга лиц. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильность выводов суда не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Тотемского районного суда от 13 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: Н.И. Чекавинская Л.В. Белозерова