Судья Коничева А.А. № 33-138/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 13 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Король И.Н., судей Соколовой М.В., Чистяковой Н.М., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации города Вологды на решение Вологодского городского суда от 03 ноября 2011 года, которым признано незаконным и недействующим со дня издания постановление администрации города Вологды от 01 августа 2011 года № 4233 «Об учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Питеряковой Н.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На администрацию города Вологды возложена обязанность восстановить Питерякову Н.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя Питеряковой Н.В. Чиликова Д.Б., судебная коллегия установила: Питерякова Н.В. проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с <ДАТА> по 11 ноября 1999 года, уволена в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе (л.д.18). На основании ордера №... от 12 ноября 1997 года, выданного ..., Питерякова Н.В. является нанимателем 2 комнат в <адрес>, совместно с ней проживает и зарегистрирован сын П. <ДАТА> (л.д.17,16). Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации города Вологды от 11 декабря 1997 года Питерякова Н.В. и её сын П. с 14 ноября 1997 года были поставлены на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (л.д.13). 08 августа 2011 года начальник жилищного отдела Департамента имущественных отношений администрации города Вологды уведомил Питерякову Н.В. о снятии её с сыном с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с постановлением администрации города Вологды от 01 августа 2011 года № 4233 «Об учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ввиду утраты оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (решение жилищной проблемы) (л.д.9). 07 октября 2011 года Питерякова Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. Просила признать незаконным и недействующим со дня издания постановление администрации города Вологды от 01 августа 2011 года № 4233 «Об учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия её с указанного учета и обязать администрацию города Вологды восстановить её на учете в качестве нуждающейся в получении жилых помещений. Требования мотивировала тем, что на день увольнения имела выслугу военной службы 13 полных календарных лет и в силу абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имела право на выбор после увольнения с военной службы места жительства, где она вправе получить жилье. Таким местом жительства ею избран город Вологда. На учет нуждающихся в получении жилых помещениях она поставлена до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом она и на тот момент проживала в квартире <адрес>. Жилой дом и земельный участок в г. Вологда, полученные ею в собственность в порядке наследования, 26 марта 2004 года подарены сыну П. Полагала, что с учетом положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации этот факт на день издания администрацией города Вологды оспариваемого ею постановления учитываться уже не может и она вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Истец Питерякова Н.В. и ее представитель Чиликов Д.Б. в судебном заседании заявленные требования просили удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации г.Вологды Носова С.Е. заявленные требований не признала, полагая, что истец обоснованно была снята с учета в связи с обеспеченностью жилым помещением на одного человека более учетной нормы, поскольку является нанимателем квартиры обшей площадью 43.6 кв.м (жилая - 27,2 кв.м) и проживает совместно с сыном, в собственности которого имеется жилой дом на территории г.Вологды обшей площадью 82.5 кв.м (жилая - 40,8 кв.м). Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе администрация города Вологды просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности. Указывает, что при постановке Питеряковой Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не проверялось наличие у неё жилого помещения по избранному месту жительства, в то время как она являлась собственницей жилого дома, полученного в порядке наследования, и на момент постановки на учет не являлась нуждающейся в получении жилья в г. Вологда. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные отношения. Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Питерякова Н.В. была уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе, общая продолжительность стажа её военной службы составляет 13 лет 08 месяцев 06 дней. При увольнении в запас она была поставлена на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Вологды от 11 декабря 1997 года. Имеет обязательство о сдаче жилого помещения, в котором в настоящее время проживает на условиях договора социального найма, в случае решения её жилищной проблемы по избранному месту жительства. Полученный по наследству жилой дом в г. Вологда отчужден ею по договору дарения 02 марта 2004 года. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что жилищная проблема истицы при настоящих обстоятельствах не может быть признана разрешенной. Следовательно, постановление администрации г. Вологды от 01 августа 2011 года № 4233 «Об учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Питеряковой Н.В. с указанного учета нарушает права заявителя и обоснованно признано судом незаконным и недействующим. Выводы уда подробно отражены в решении суда и имеют достаточное правовое обоснование. Доводы кассационной жалобы о том, что снятие Питеряковой Н.В. с учета было обусловлено незаконностью её постановки на указанный учет в связи с наличием в её собственности на тот момент жилого дома в г. Вологда, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054. В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья. Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подпункта «а» пункта 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт «а» пункта 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 года № ВКПИ01-01, вынесенного по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с подпунктом «в» пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии подпунктом «ж» пункта 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Таким образом, право на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, могло быть реализовано путем получения государственного жилищного сертификата, при условии безвозмездного отчуждения в государственную или муниципальную собственность имеющегося в собственности жилого помещения. В настоящий момент, как уже отмечалось ранее, заявительница не имеет в собственности жилого дома в г. Вологда, её право собственности прекращено в 2004 году по безвозмездной сделке, обязательство по сдаче занимаемого жилого помещения в <адрес> она дала, следовательно, у администрации города Вологды отсутствовали основания для снятия её с учета нуждающихся. Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 03 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Вологды – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: