Судья Прокошева Н.С. № 33-231/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 20 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Теплова И.П., Вершининой О.Ю., при секретаре Рогулиной Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Исаевой М. А. на решение Вологодского городского суда от 10 ноября 2011 года, которым в исковых требованиях Исаевой М. А. к Администрации г.Вологды о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - отказано в полном объеме. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения Исаевой М.А. и ее представителя Чиликова Д.Б., Фурлет Т.Б., судебная коллегия установила: Исаева М.А. обратилась 05.10.2011 в суд с иском об оспаривании действий администрации города Вологды, в обоснование которого указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, не имеет жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Постановлением администрации города Вологды от 20.06.2011 ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с изменением порядка пользования жилым помещением (не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК Российской Федерации, после отчуждения квартиры). Данное решение является неправомерным, поскольку она была лишена квартиры, принадлежащей на праве собственности, в результате противоправных действий (обмана) со стороны внучки – Соколовой М.Л., которая 02.10.2008 продала Т. на основании выданной ею нотариально заверенной доверенности принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Денег от продажи данной квартиры она не получила, иное жилье для нее приобретено не было. С 2008 года она постоянно зарегистрирована в квартире №..., расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности С.Ю. (мужу внучки Соколовой М.Л.), но фактически не проживает по данному адресу, временно зарегистрирована в своей прежней квартире. В настоящее время не имеет жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Просила признать данный отказ незаконным, обязать ответчика поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны. В судебном заседании Исаева М.А. и ее представитель по доверенности Чиликов Д.Б. исковые требования поддержали. В судебном заседании представитель администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. заявленные требования не признала, пояснила, что Постановление администрации города Вологды №... от 20.06.2011 является обоснованным, поскольку Исаева М.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Третье лицо Фурлет Т.Б. в судебном заседании поддержала требования истца. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Исаева М.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные ею в ходе судебного разбирательства по настоящему делу. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с требованиями п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно вышеуказанным нормам закона ветераны Великой Отечественной войны (в том числе лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан». В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан указанной категории и в срок до 15 февраля планируемого года представляют указанные списки в департамент труда и социального развития области (п.1.3 Порядка регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной федеральным законом «О ветеранах», утвержденного постановлением Правительства Вологодской области № 49 от 29.01.2010). Основанием для обеспечения указанной категории лиц в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. Согласно статьей 51 Жилищного кодекса, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из материалов дела усматривается, что Исаева М.А., <ДАТА> года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, с 18.12.2009 зарегистрирована по месту проживания внучки - Соколовой М.Л. по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения является С.Ю. (бывший муж Соколовой М.Л.). 29.09.2008 Исаева М.А., являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, выдала нотариально заверенную доверенность своей внучке Соколовой М.Л., которой уполномочила последнюю продать за цену и на своих условиях вышеуказанную квартиру. Соколова М.Л., действуя в интересах Исаевой М.А., заключила 02.10.2008 договор купли-продажи вышеуказанной квартиры с Т., право собственности которого на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке. Уведомлением администрации города Вологды от 22.06.2011 №... Исаевой М.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со ссылкой на положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (изменение порядка пользования жилым помещением). Исаева М.А. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 № 258-О-О, по смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно принял во внимание тот факт, что Исаева М.А. продала менее чем 5 лет назад принадлежавшую ей на праве собственности квартиру, чем осознанно ухудшила свои жилищные условия. Довод кассационной жалобы о том, что квартира по адресу: <адрес>, выбыла из ее владения в результате противоправных действий Соколовой М.Л., является несостоятельным. Решением Вологодского районного суда от 08.02.2011, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 06.04.2011, требования Исаевой М.А. к Соколовой М.Л., Т. о признании договора купли – продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, признании права собственности на данную квартиру, оставлены без удовлетворения. Данным решением установлено, что Исаева М.А. имела намерение продать спорное жилое помещение, в связи с чем снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 10 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исаевой М. А. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: