кассационное определение № 33-10 от 18 января 2012 года



Судья Ехалова Ю.А.

№ 33-10 /2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

18 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.,

судей Билевой Л.И., Образцова О.В.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе на решение Кадуйского районного суда от 16 ноября 2011 года, которым исковые требования Давыдовой Т. А. удовлетворены.

Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе от 30.09.2011 №... об отказе в назначении Давыдовой Т. А. пенсии признано незаконным в части.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе возложена обязанность зачесть в стаж работы Давыдовой Т. А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в детском саду при МОУ «... школа» с 01.09.2000 по 07.02.2002 в качестве воспитателя на 0,5 ставки, а также по совместительству в качестве воспитателя - методиста на 0,5 ставки.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе возложена обязанность зачесть в стаж работы Давыдовой Т. А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с 11.03.2002 по 03.04.2002.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе обязано назначить Давыдовой Т. А. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, то есть с 22 сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя Давыдовой Т.А. по доверенности Кузнецова А.Н., судебная коллегия

установила:

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе №... от 30.09.2011 Давыдовой Т.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

По мнению Пенсионного фонда, ее льготный стаж составляет 23 года 7 месяцев 12 дней. При этом в специальный стаж не были зачтены следующие периоды:

- с 01.09.2000 по 07.02.2002 в качестве воспитателя на 0,5 ставки и воспитателя-методиста на 0,5 ставки в детском саду при ... школе;

- с 11.03.2002 по 03.04.2002 курсы повышения квалификации.

Оспаривая правомерность принятого решения, Давыдова Т.А. обратилась в суд с иском, просила признать недействительным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсии по старости.

В обоснование требований указала, что в спорный период времени она фактически полный день работала воспитателем в детском саду.

В судебном заседании Давыдова Т.А. и ее представитель Кузнецов А.Н. требования уточнили, просили включить также в стаж работы период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 11.03.2002 по 03.04.2002, и обязать ответчика назначить истице пенсию с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ, т.е. с 22.09.2011, так как на день обращения специальный стаж истицы составлял 25 лет 1 месяц 13 дней. Пояснила, что фактически всю трудовую деятельность, с 11.08.1986 по настоящее время, включая спорный период, работала воспитателем в различных дошкольных учреждениях, выполняла одну и ту же педагогическую работу.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе Смирнова А.В. требования не признала, пояснила, что спорные периоды не включены в стаж работы истицы, т.к. согласно п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 работа в качестве воспитателя-методиста засчитывается только до 01.11.1999, а следуя п. 4 этих же правил, работа в должностях и учреждениях указанных в списке, начиная с 01.09.2000, должна осуществляться за ставку заработной платы. Кроме того, Правилами исчисления периодов работы, дающих право на начисление досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Просила в удовлетворении иска отказать.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе поставлен вопрос об отмене решения суда в части зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода с 01.09.2000 по 07.02.2002 в качестве воспитателя на 0,5 ставки и воспитателя-методиста на 0,5 ставки в детском саду при Мазской средней общеобразовательной школе по мотиву нарушения норм материального права.

В возражениях на жалобу Давыдова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Как правильно указал в своем решении суд, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке, а также в ранее действовавших: Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067, предусмотрена должность «воспитатель», «Старший воспитатель» и «воспитатель-методист».

Предусмотрена должность «воспитатель-методист» и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Список).

Довод кассационной жалобы о том, что согласно пункту 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила), работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г., в данной конкретной ситуации не может служить основанием для отмены решения с учетом следующего.

Истица в спорный период работала на 0,5 ставки воспитателем, т.е. в должности, поименованной в Списке, следовательно, в соответствии с пунктом 4 Правил периоды выполнявшейся работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Судом установлено, что кроме работы на 0,5 воспитателя, истица работала на 0,5 ставки воспитателем-методистом.

Судебная коллегия считает возможным включение в педагогическую нагрузку работу истицы воспитателем-методистом, поскольку не оспаривается, что данная работа относится к педагогической.

Правомерным является вывод суда и в части включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода обучения истицы на курсах повышения квалификации, поскольку в указанные дни истица находилась в трудовых отношениях, за ней сохранялась заработная плата, а также льготы, предусмотренные трудовым законодательством, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК Российской Федерации, не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кадуйского районного суда от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе - без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н. Бочкарева

Судьи: Л.И. Билева

О.В. Образцов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200