Судья Коничева А.А. № 33-287/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 20 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: Председательствующего Бочкаревой И.Н., Судей Образцова О.В., Билевой Л.И., с участием прокурора Прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., при секретаре Михайловой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению помощника прокурора прокуратуры г. Вологды, участвующего в деле, на решение Вологодского городского суда от 17 ноября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Вологды, действующему в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к ООО «Вологодское мороженое» об обязании исполнить квоту по трудоустройству инвалидов отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения представителя ООО «Вологодское мороженое» по доверенности Сычевой М.В., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение незаконным и подлежащим отмене, судебная коллегия установила: в результате проведенной прокуратурой г. Вологды проверки соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов в деятельности ООО «Вологодское мороженое» установлено, что при среднесписочной численности работников предприятия по состоянию на 07.09.2011 - ... человека установлена квота на трудоустройство инвалидов в количестве ... человек, фактически граждан с ограниченными физическими возможностями не трудоустроено. Со ссылкой на нарушение законодательства об инвалидах, 27.09.2011 прокурор прокуратуры г. Вологды обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к ООО «Вологодское мороженое» о возложении обязанности по исполнению квоты по трудоустройству инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры г. Вологды Григорова С.Г. требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика – ООО «Вологодское мороженое» по доверенности Мишуринская О.Л. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что общая численность работников организации составляет ... человек, для инвалидов создано ... рабочих мест. В настоящее время трудоустроено ... человек с ограниченными физическими возможностями. Ведутся переговоры об устройстве еще ... человек. Представитель третьего лица – Казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости населения города Вологды» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором с требованиями прокурора прокуратуры г. Вологды согласился. Судом принято приведенное решение. В кассационном представлении помощник прокурора прокуратуры г. Вологды, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене судебного решения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права. Указано на отсутствие доказательств, подтверждающих тот факт, что предусмотренные в ООО «Вологодское мороженое» не занятые инвалидами в счет квоты рабочие места действительно выделены и соответствуют предъявляемым к ним требованиям охраны труда, в том числе проведена их аттестация. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационного представления, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов. Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181 – ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона № 181 – ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно - правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов предусмотрен статьей 21 Закона № 181 – ФЗ, согласно пункту 1 которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников (статья 1 Закона Вологодской области от 22.10.2004 № 1065 – ОЗ «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области»). Статьей 24 Закона № 181 – ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Из пункта 5 статьи 25 Закона № 181 – ФЗ следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО «Вологодское мороженое» не уклоняется от выполнения обязанности, как работодателя, по трудоустройству инвалидов, поскольку юридическим лицом предпринимаются меры к принятию на работу граждан с ограниченными возможностями. Как следует из материалов дела, исходя из среднесписочной численности работников ООО «Вологодское мороженое» за октябрь 2011 года ... человек организацией должны быть трудоустроены ... граждан с ограниченными возможностями, а фактически работают лишь ... человек. Между тем, юридически значимым обстоятельством в данном случае является факт исполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, с ограниченными возможностями, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика об исполнении требований Закона № 181 – ФЗ со ссылками на проведенную аттестацию рабочих мест, выделенных для граждан, с ограниченными возможностями, по следующим основаниям. Согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда и объяснениям представителя ответчика, в ООО «Вологодское мороженое» выделены рабочие места только для инвалидов с заболеваниями ..., принять на работу работников и ограниченными возможностями по иным заболеваниям на предприятии возможности не имеется. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из статьи 13 Закона «О занятости населении в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Согласно ч. 1 статьи 25 этого Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. По смыслу закона, квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающимися в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом личностных и физических характеристик лица с ограниченными возможностями и не должны ограничиваться выделением рабочих мест только для ограниченного круга лиц с определенными ограниченными возможностями (в данном случае для инвалидов с заболеваниями органов ...), поскольку это приведет к нарушению законных прав на обеспечение дополнительными гарантиями в сфере занятости граждан, с ограниченными возможностями по иным заболеваниям. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора прокуратуры г. Вологды удовлетворить, возложить на ООО «Вологодское мороженое» обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 17 ноября 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым иск прокурора прокуратуры г. Вологды удовлетворить. Возложить на ООО «Вологодское мороженое» обязанность исполнить квоту по трудоустройству инвалидов. Взыскать с ООО «Вологодское мороженое» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей. Председательствующий: И.Н. Бочкарева Судьи: О.В. Образцов Л.И. Билева