Судья Шевченко Г.П. № 33-158 /2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 13 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Король И.Н., судей Соколовой М.В., Чистяковой Н.М., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Рыкова А.В. на решение Вологодского городского суда от 09 ноября 2011 года, которым Рыкову А.В. отказано в удовлетворении исковых требований. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения Рыкова А.В., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области Серовой Е.В., судебная коллегия установила: решением жилищной комиссии ... Минюста России по Вологодской области от <ДАТА> Рыков А.В., являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с <ДАТА> с составом семьи 3 человека: Рыков А.В., Рыкова О.Н. – жена, Рыков Д.А. – сын. <ДАТА> Рыков А.В. уволен из органов уголовно-исполнительной системы на основании статьи 58 пункт «е» по сокращению штатов. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 12 лет 05 месяцев 18 дней. Решением центральной жилищной комиссии УФСИН России по Вологодской области от <ДАТА> Рыков А.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с прекращением трудовых отношений с учреждением. На основании решения Вологодского городского суда от <ДАТА> признано незаконным решение центральной жилищной комиссии от <ДАТА> в части исключения Рыкова А.В. из списка граждан- участников подпрограммы « Государственные жилищные сертификаты». <ДАТА> решением жилищной комиссии ... УФСИН России по Вологодской области Рыков А.В. восстановлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в сводный список граждан – получателей подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год под № .... Поскольку в 2010 и 2011 году сертификат не был выдан, Рыков А.В. включен в сводный список граждан- участников подпрограммы на 2012 год под № .... Считая нарушенным свое право на получение жилищного сертификата, Рыков А.В. <ДАТА> обратился в суд с заявлением к УСИН России, ФКУ « Центру государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения» Федеральной службы исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области о возложении обязанности по выдаче ему жилищного сертификата на состав семьи из трех человек, включая супругу Рыкову О.Н. и несовершеннолетнего сына Рыкова М.А. В судебном заседании Рыков А.В. требования поддержал. ФСИН России в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, согласно которому просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении требований просили отказать, указав, что лимиты бюджетных средств, предусмотренные УФСИН России по Вологодской области на реализацию подпрограммы в 2011 году позволили выдать только ... сертификата сотрудникам и пенсионерам Управления, поставленным на жилищный учет в 1987 и 1994 годах, вопрос о выдаче заявителю сертификата в текущем году может быть рассмотрен только в случае выделения ФСИН России дополнительного бюджетного финансирования. Представитель УФСИН России по Вологодской области по доверенности Белоусова М.О. с требованиями не согласна, пояснив, что Рыков А.В. был включен в сводный список граждан - получателей подпрограммы на 2011 год под номером .... В рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 года было выделено бюджетное финансирование в размере ... тыс. рублей. Согласно очередности ФСИН России было выдано ... государственных жилищных сертификата. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе Рыковым А.В. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального права. Указано, что задержка выдачи жилищного сертификата является незаконной, ссылки об отсутствии бюджетных средств не могут быть приняты во внимание. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений" установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Порядок реализации вышеуказанными категориями граждан своего права на приобретение жилья посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, далее по тексту - Правила). Так, в силу пункта 5 Правил право на участие в названной подпрограмме (далее - Подпрограмма) имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы в связи с организационно – штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Правилами выпуска и реализаций государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники Подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (пункт 32 Правил). Федеральным органом исполнительной власти в силу пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (в редакции от 14.05.2010) является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). Согласно пункту 5 названного Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения» создано в ведении Федеральной службы исполнения наказаний России для обеспечения деятельности уголовно исполнительной системы. Исходя из содержания пунктов 23-25 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 года в уголовно-исполнительной системе», утвержденных Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 № 287, ФСИН России на основании представленных сводных списков и учетных дел граждан - получателей жилищных сертификатов организует работу по их рассмотрению, рассчитывает размер субсидий в соответствии с правилами подпрограммы, оформляет бланки жилищных сертификатов и осуществляет их выдачу представителям территориальных органов, образовательных учреждений УИС. Как следует из материалов дела, Рыков А.В. является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий, граждан, установленных федеральным законодательством", включен в сводный список граждан - участников на 2010 г. под N ..., на 2011 год под № .... Сводный список утвержден начальником УФСИН России по Вологодской области и ФСИН России. Несмотря на включение в сводный список, Рыков А.В., имеющий право на получение государственного жилищного сертификата, фактически им не обеспечен. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Поскольку дополнительного исследования материалы дела не требуют, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об удовлетворении требований Рыкова А.В. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда Вологодской области от 09.11.2011 от года отменить. Принять по делу новое решение. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России оформить и выдать Рыкову А.В. государственный жилищный сертификат на приобретение жилья на состав семьи из трех человек, включая Рыкову О.Н. , Рыкова М.А.. Председательствующий: И.Н. Король Судьи: М.В. Соколова Н.М. Чистякова