Судья Воронцова Л.В. № 33-324/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 1 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Жаворонковой В.А., судей Коничевой А.А., Чернышовой Н.Э., при секретаре Загайновой К.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Березина А. Е. по доверенности Стрельникова Р. Ю. на решение Вытегорского районного суда от 28.11.2011, которым в удовлетворении требований Березина А. Е. о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 21.06.2011 об отказе Березину А.Е. на участие в программе «Государственный жилищный сертификат» в 2011 г. и признании его права на участие в данной программе отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А., объяснения представителя Березина А.Е. – Стрельникова Р.Ю., судебная коллегия установила: решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от 21.06.2011 Березину А.Е. отказано в участии в программе «Государственный жилищный сертификат» на 2011 год на основании статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в соответствии с которой порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов семей, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих», распространены на уволенных со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно – штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 01.01.2005. Оспаривая правомерность принятого решения, Березин А.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от 21.06.2011 об отказе на участие в программе «Государственный жилищный сертификат» в 2011 году; возложении на жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Вологодской области обязанности по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод. Требования мотивировал тем, что с <ДАТА> года по <ДАТА> являлся сотрудником Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета. <ДАТА> на основании приказа №... он был уволен с занимаемой должности по пункту «ж» статьи 58 Положения о службе (по болезни). 19.08.2010 подал рапорт о включении в программу «Жилище» на 2002 – 2010 годы в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в чем ему было отказано. Считал принятое решение незаконным, так как оно мотивировано нормативным документом, не имеющим отношения к программе, на участие в которой он претендует. 19.08.2011 представитель Березина А.Е. по доверенности Стрельников Р.Ю. требования уточнил, просил признать за Березиным А.Е. право на участие в программе «Государственный жилищный сертификат» на 2011 год на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153. Определением Вытегорского районного суда от 19.08.2011 к участию в деле в качестве ответчика привлечено .... Определением Вытегорского районного суда от 05.10.2011 к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России. В судебном заседании представитель Березина А.Е. по доверенности Стрельников Р.Ю. требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что Березин А.Е. имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», так как подпадает под действие подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153. Представитель ответчика – Федерального государственного учреждения «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражение, в котором указал, что отдельными актами обеспечение сотрудников Федеральной противопожарной службы не предусмотрено, к данным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные статьи Федерального закона от 27.05.1998 № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих». Березин А.Е. имеет возможность встать на очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту своей регистрации по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагал, что он не подпадает под категорию лиц, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе представитель Березина А.Е. по доверенности Стрельников Р.Ю. ставит вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности и необоснованности. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом согласно статьям 2, 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на категории граждан, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно разделу V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина – участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции. Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что дата – 01.01.2005 является днем вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы и подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», перечислены в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после 01.01.2005, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил. Принимая во внимание факт увольнения ... Березина А.Е. из Государственной противопожарной службы МЧС России <ДАТА>, то есть после 01.01.2005, по пункту «ж» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по болезни), продолжительности службы в календарном исчислении более ... лет, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у Березина А.Е. права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил. С учетом изложенного, выводы суда являются противоречивыми, анализа норм материального права, регулирующего спорные отношения, судом не сделано, что повлекло неправильное толкование и применение материального закона. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены правильно, однако судом первой инстанции им дана неправильная правовая оценка, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым признать за Березиным А.Е. право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вытегорского районного суда от 28.11.2011 отменить. Вынести по делу новое решение, которым признать за Березиным А. Е. право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Председательствующий: Судьи: