Судья Стариков О.А. № 33-454/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 01 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Король И.Н., судей Соколовой М.В., Чистяковой Н.М., при секретаре Торковой Т.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Рабцевич О.Д. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20 декабря 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Череповецкого района. На администрацию Череповецкого муниципального района возложена обязанность в срок не позднее <ДАТА> произвести паспортизацию каждой автомобильной дороги общего пользования Череповецкого муниципального района, перечень которых утвержден постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 16 февраля 2007 года № 115 (в редакции постановления от 29 сентября 2009 года № 538), в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Гузилова Н.П., судебная коллегия установила: прокуратурой Череповецкого района Вологодской области проведена проверка соблюдения администрацией Череповецкого муниципального района <адрес> законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что администрацией района не проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования Череповецкого муниципального района, перечь которых утвержден постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 16 февраля 2007 года № 115 (в редакции постановления от 29 сентября 2009 года № 538). Прокурор Череповецкого района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области и о понуждении её к устранению выявленных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование требований указал, что состояние автомобильных дорог напрямую связано с безопасностью всех участников дорожного движения. Администрация Череповецкого муниципального района, как орган местного самоуправления района, должна осуществлять паспортизацию автомобильных дорог общего пользования. Непринятие до настоящего времени мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части паспортизации автомобильных дорог общего пользования Череповецкого муниципального района, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодорогах и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан. Недостаточное финансирование не является основанием для освобождения от возложенных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Просил возложить на администрацию Череповецкого муниципального района обязанность в срок не позднее <ДАТА> произвести паспортизацию каждой автомобильной дороги общего пользования Череповецкого муниципального района, перечень которых утвержден постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 16 февраля 2007 года № 115 (в редакции постановления от 29 сентября 2009 года № 538) в соответствии с требованиями нормативно – правовых актов. В судебном заседании прокурор Горев А.А., участвующий в деле требования заявления поддержал по мотивам, изложенным в нем. Представитель ответчика администрации Череповецкого муниципального района по доверенности Рабцевич О.Д. требования не признала, суду пояснила, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права и отсутствует гражданско-правовой интерес у неопределенного круга лиц в изготовлении технических паспортов на автомобильные дороги, паспортизация дорог требует значительных денежных средств, что повлечет за собой необоснованные расходы из бюджета района, наличие либо отсутствие паспорта на дорогу не влияет на фактическую безопасность дорожного движения. Отсутствие паспортизации дорог не затрагивает права на безопасность движения неопределенного круга лиц Представитель третьего лица Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства извещен. Судом принято приведенное решение. В кассационной жалобе представитель администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Рабцевич О.Д. поставила вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного применения норм материального и процессуального права, просила о вынесении нового решения, которым в удовлетворении требований прокурору Череповецкого района отказать. Указала доводы, которые были приведены как возражения на требования при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Прокурором, участвовавшим в деле, на кассационную жалобу представлены возражения, просит об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, решения суда – без изменения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, полагает, что решение суда подлежит отмене. В соответствии с Федеральным Законом от 10 декабря 1995 года № 196 -ФЗ « О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Статьей 6 Закона определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения, к ним относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 4 Устава Череповецкого муниципального района Вологодской области к вопросам местного значения муниципального района отнесены : дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 –ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 16 февраля 2007 года № 115 (в редакции постановления от 29 сентября 2009 года № 538) утвержден перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования Череповецкого муниципального района. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 ( в редакции от 06 августа 2008 года № 122) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них( зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2007 года № 10796), согласно которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог включены работы по паспортизации дорог и искусственных сооружений. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования"( утверждены 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Системное толкование указанных выше нормативных актов, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, указывает на необходимость проведения администрацией Череповецкого муниципального района мероприятий по учету и паспортизации автомобильных дорог. Вместе с тем, в соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из положений статьи 258 ГПК Российской Федерации и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Прокурором Череповецкого района не представлено суду доказательств того, что бездействие администрации Череповецкого муниципального района, выразившееся в невыполнении работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования, которая необходима для получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или созданы препятствия к осуществлению неопределенным кругом лиц их прав и свобод, поэтому основания для удовлетворения заявления прокурора у суда отсутствовали. Поскольку дополнительного исследования материалы дела не требуют, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении требования прокурора Череповецкого района о возложении на администрацию Череповецкого муниципального района обязанности в срок не позднее <ДАТА> произвести паспортизацию каждой автомобильной дороги общего пользования Череповецкого муниципального района, перечень которых утвержден постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от 16 февраля 2007 года № 115 (в редакции постановления от 29 сентября 2009 года № 538), в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20 декабря 2011 года отменить. Принять новое решение. Отказать прокурору Череповецкого района в удовлетворении требования о возложении на администрацию Череповецкого муниципального района обязанности в срок не позднее <ДАТА> произвести паспортизацию каждой автомобильной дороги общего пользования Череповецкого муниципального района, перечень которых утвержден постановлением Администрации Череповецкого муниципального района от 16 февраля 2007 года № 115 (в редакции постановления от 29 сентября 2009 года № 538), в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Председательствующий: И.Н.Король Судьи: М.В. Соколова Н.М.Чистякова