кассационное определение № 33-250 от 01 февраля 2012 года



Судья Леонова И.М.

№ 33-250 /2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

01 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Билевой Л.И., Беляковой В.Н.

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Козловой Г. Ю. на решение Вологодского городского суда от 17 ноября 2011 года, которым на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области возложена обязанность зачесть Соколову А. В. в счет льготной выслуги два дня за три период службы в уголовно-исполнительной системе с 24.09.1999 по 31.12.2000 включительно.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Козловой Г.Ю., Соколова А.В., судебная коллегия

установила:

Соколов А.В. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с 20.03.1998 по 05.10.2011. Приказом по личному составу от 03.10.2011 №... уволен из уголовно-исполнительной системы в звании майора внутренней службы, старшего инспектора отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ СИЗО с 05.10.2011.

Период службы в 1999-2000 г.г. Соколову А.В. засчитан в специальный стаж для назначения пенсии календарно.

Не согласившись с данной позицией, Соколов А.В обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, просил обязать ответчика зачесть ему в счет льготной выслуги из расчета два дня службы за три дня спорный период службы в уголовно-исполнительной системе.

В судебном заседании Соколов А.В. требования уточнил, просил зачесть ему в счет льготной выслуги два дня за три период службы в уголовно-исполнительной системе с 24.09.1999 по 01.01.2001. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Всегда служил офицером, а не вольнонаемным.

В судебном заседании представитель Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Козлова Г.Ю. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представителем Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Козловой Г.Ю. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, полагает решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Как установлено судом, в период с 20.03.1998 по 05.10.2011 Соколов А.В. проходил службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы Вологодской области на различных должностях, в том числе, в период с 24.09.1999 по 01.01.2001 в должности старшего инженера хозяйственного отдела при УИН Минюста России по Вологодской области. В августе 1998 года истцу присвоено специальное звание - лейтенант внутренней службы. Приказом УФСИН России по Вологодской области от 21.10.2011 года №... №... Соколов А.В. уволен в звании майора внутренней службы по п. «В» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел с 05.10.2011 года. Выслуга лет в календарном исчислении составила 16 лет 10 месяцев 28 дней, в льготном исчислении - 22 года 10 месяцев 29 дней.

Как правильно указал в своем решении суд, в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон № 5473-1), под сотрудниками уголовно-исполнительной системы подразумеваются работники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст. 36 Закона № 5473-1 сотрудникам уголовно-исполнительной системы установлен льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы за три.

Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд в своем решении указал, что данная статья не ограничивает право сотрудников уголовно-исполнительной инспекции на льготное исчисление выслуги лет занимаемой ими должностью либо иными обстоятельствами, за исключением необходимости наличия у работника признака сотрудника УИС - специального звания.

Однако данный вывод судом сделан без достаточных на то оснований с учетом следующего.

Кроме Закона № 5473-1, на нормах которого суд построил свое решение, имеется Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 08.11.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон), ст. 18 которого гласит, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе и служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При этом время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правомерность распространения на истца норм данного закона в суде кассационной инстанции не оспаривалась.

Однако в данном законе не раскрывается понятие «особые условия» и не определяются критерии отнесения условий службы к «особым».

Во исполнение предписания законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издало Постановление № 941. Данный нормативный правовой акт опубликован в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации» 4 октября 1993 г., № 40 (действует в редакции с последующими изменениями и дополнениями). Так, на момент увольнения истца действовала редакция указанного Закона, в соответствии с которой в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях как один месяц службы за полтора месяца – засчитывается служба в центральном и территориальных органах и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы - по перечню предприятий, учреждений, организаций и должностей, утверждаемому с 24 августа 1993 г. Министром внутренних дел Российской Федерации, а с 1 сентября 1998 г. - Министром юстиции Российской Федерации.

При этом правовым основанием для установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях является именно Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 (с последующими изменениями), которое к особым условиям службы относит такие ее периоды, как служба в определенных должностях в определенных учреждениях.

В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи, сопряженные с опасностью для жизни и здоровья, иными издержками этой профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать разного рода льготы и определять порядок их реализации, в том числе и решать вопросы о целесообразности и времени введения льготного исчисления выслуги лет при прохождении службы.

Установление Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной должности, само по себе не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства, равенства прав и свобод граждан.

Приказом Минюста РФ от 01.12.2005 № 233 (ред. от 17.08.2011) «Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях», утвержден перечень предприятий, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях – один месяц службы за полтора месяца (приложение № 3), согласно которого с 1 января 2001 г. льготный подсчет стажа распространен на:

Центр жилищно-коммунального хозяйства ФСИН России, жилищно-коммунальные управления (центры, отделы) территориальных органов УИС, федеральное государственное учреждение «Центр жилищно-коммунального хозяйства Федеральной службы исполнения наказаний» (ФГУ ЦЖКХ ФСИН России), федеральное бюджетное учреждение «Центр жилищно-коммунального хозяйства Федеральной службы исполнения наказаний» (ФБУ ЦЖКХ ФСИН России), федеральное бюджетное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний», федеральное казенное учреждение «Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний».

(в ред. Приказов Минюста РФ от 11.05.2006 №, от 17.08.2011 № 292)

В оспариваемый истцом период с 24.09.1999 года по 01.01.2001 года он проходил службу в хозяйственном отделе при УИН Минюста России по Вологодской области, который с 01.07.2001 был реорганизован в жилищно-коммунальный отдел при УИН Минюста России по Вологодской области.

Следовательно, у суда отсутствовали достаточные основания для удовлетворения требования о включении службы за период до 01.01.2001 года в льготном исчислении.

Доводы истца, заявленные им в суде кассационной инстанции о том, что он периодически посещал места лишения свободы, сопровождал осужденных, не могут служить основанием для удовлетворения требований, поскольку только сотрудники исправительно-трудовых учреждений имеют право на льготное исчисление выслуги без включения их должностей в специальные списки, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941(подп. «г» пункта 3).

В данном случае не оспаривалось, что к категории сотрудников исправительно-трудовых учреждений истец не относится.

Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, а неправильное решение постановлено в связи с неверным толкованием нормы права, судебная коллегия полагает возможным, отменив решение суда, принять по делу новое решение не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 17 ноября 2011 года отменить. Принять по делу новое решение.

Отказать Соколову А. В. в удовлетворении требования к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области о возложении обязанности зачесть в счет льготной выслуги два дня за три период службы в уголовно-исполнительной системе с 24.09.1999 по 31.12.2000 включительно.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Л.И. Билева

В.Н. Белякова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200