Кассационное определение № 33-640 от 15 февраля 2012 года



Судья Нагаева Н.Н.

№ 33-640/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

15 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Чистяковой Н.М., Слепухина Л.М.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дресвянкина А. Н. на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 27 декабря 2011 года, которым ему отказано в иске к администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения Дресвянкина А.Н., судебная коллегия

установила:

<ДАТА> Дресвянкин А.Н. обратился к главе Великоустюгского муниципального района Вологодской области с заявлением об установлении ему муниципального стажа и пенсии за выслугу лет (л.д.41).

Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы администрации Великоустюгского муниципального района от <ДАТА> (протокол №...) стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет у Дресвянкина А.Н. не установлено по тем основаниям, что периоды его работы, входящие в стаж муниципальной службы, приходятся на работу в органах местного самоуправления Кичменгско-Городецкого района (л.д.39-40).

<ДАТА> Дресвянкин А.Н. обратился в суд с иском к администрации Великоустюгского муниципального района о возложении обязанности назначить ему пенсию за выслугу лет муниципальной службы.

В обоснование требований указал, что с <ДАТА> он является получателем пенсии на общих основаниях и имеет стаж муниципальной службы ... лет ... месяцев ... дня (... лет ... месяцев ... дней – работа в ... Кичменгско-Городецкого райисполкома и ... года ... дня –военная служба по призыву), что дает ему право претендовать на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года (статьи 24, 25), Законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной и муниципальной службы в Вологодской области» № 144-ФЗ от 02 апреля 1997 года (статьи 2, 3), статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

В судебном заседании Дресвянкин А.Н. исковые требования просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что был приглашен на работу в Великоустюгский район в Великоустюгский совхоз-техникум.

Представитель администрации Великоустюгского муниципального района по доверенности Чебыкина М.А. исковые требования не признала. Пояснила, что <ДАТА> решением Великоустюгской Думы № 20 в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, которым установлены порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района при увольнении в связи выходом на пенсию. В соответствии с пунктами 1.1 и 2.2 этого Положения право на получение пенсии имеют лица, работавшие в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, в то время как Дресвянкин А.Н. работал в органах местного самоуправления Кичменгско-Городецкого района и права на получение пенсии за выслугу лет не имеет.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Дресвянкин А.Н. просит об отмене решения по мотиву неправильного применения судом норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении» при наличии стажа муниципальной службы более 15 лет он имеет право на получение пенсии за выслугу лет. Иные нормативно-правовые акты не должны противоречить данному Федеральному закону и отменять или умалять его права.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Великоустюгского муниципального района просит об оставлении решения суда без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованного решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, часть 1, пункт "н"); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П, от 16 октября 1997 года № 14-П, от 3 ноября 1997 года № 15-П и от 15 декабря 2003 года № 19-П).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.

Пунктом 2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденного решением Великоустюгской Думы № 20 от 28 марта 2008 года (далее – Положение), пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, трудовой договор с которыми прекращен в связи с:

- отставкой или досрочным прекращением полномочий в случаях, установленных законодательством;

- ликвидацией органов местного самоуправления района, а также сокращением их численности или штатов;

- увольнением по собственной инициативе (в связи с выходом на пенсию, переводом в другую местность мужа (жены) на другую работу в органах исполнительной власти всех уровней, райкомы, горкомы и их аппараты, необходимостью ухода за ребенком-инвалидом или членом семьи - инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени (инвалидом 1 группы), нуждающимися в постоянном постороннем уходе, в соответствии с медицинским заключением);

- достижением предельного возраста, установленного для должности муниципальной службы;

- состоянием здоровья в соответствии с медицинским заключением;

- признанием полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;

- прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

- отказом от предложенной для замещения иной должности либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей, а также при непредоставлении в этих случаях иной должности;

- отказом от предложенной для замещения иной должности муниципальной службы в связи с изменением существенных условий трудового договора;

- отказом от перевода на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо при отсутствии такой должности в том же органе местного самоуправления;

- истечением срока действия срочного трудового договора (для лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности, учрежденные для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность и должность муниципальной службы (помощник);

- переводом по просьбе или с согласия лица к другому работодателю или переходом на выборную работу (должность);

- неизбранием на должность.

Пункт 2.2 указанного Положения предусматривает, что пенсия за выслугу лет устанавливается при прекращении служебного договора, увольнении по основаниям, предусмотренным в п. 2.1 Положения, только при соблюдении определенных условий, одним из которых является наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет, а остальными - замещение муниципальных должностей или должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района до его увольнения не менее 5 лет; замещение муниципальной должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, с которой производится увольнение, до его увольнения не менее 1 года; работа в Великоустюгском районе на должностях руководителей и специалистов в городском, районном, поселковом и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, в органах местного самоуправления района до вступления в силу настоящего Положения.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дресвянкин А.Н. в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района не работал. Следовательно, права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденным решением Великоустюгской Думы № 20 от 28 марта 2008 года, не имеет.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Доводы кассационной жалобы правильности выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, не опровергают и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 27 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дресвянкина Александра Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200