Судья Леонова И.М. № 33-769/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 24 февраля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Теплова И.П., Маклаковой Н.С., при секретаре Сахаровой Н.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Воробьёвой С.Е. на решение Вологодского городского суда от 19 декабря 2011 года, которым в удовлетворении заявленных требований Воробьёвой С.Е. отказано. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия установила: Воробьёва С.Е. обратилась 01.11.2011 в суд с заявлением к администрации города Вологды об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование требований указала, что уведомлением начальника Жилищного отдела Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 29.07.2011 №... Воробьёвой С.Е. и Воробьёву Д.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, отсутствие регистрации Воробьёва Д.А. в городе Вологде). Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором проживают Воробьёвы, принадлежит на праве собственности родителям заявителя, является неблагоустроенным, из коммунальных удобств имеется только газ, электричество. В указанной квартире фактически проживают две семьи: родители заявителя - Михайлова Р.Н. и М.Е., а также Воробьёва С.Е., ее муж - Воробьёв Д.А., дочь - В.Ю., <ДАТА> года рождения. Воробьёв Д.А. зарегистрирован по указанному адресу по месту пребывания. Просила признать указанное уведомление необоснованным, обязать Администрацию города Вологды устранить допущенное нарушение. В судебном заседании Воробьёва С.Е. и ее представитель по доверенности Старостин Б.С. заявленные требования уточнили, просили признать незаконным постановление администрации города Вологды об отказе в принятии Воробьёвой С.Е. и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма от 29.07.2011, поддержали остальные заявленные требования. В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что заявитель обращалась с заявлением о постановке на соответствующий учет ее семьи из двух человек (она и муж), сведений о регистрации Воробьёв Д.А. в г.Вологде не имелось, обеспеченность жилой площадью заявителя по указанному адресу выше учетной нормы по г.Вологде. При данных обстоятельствах отказ в постановке на учет является законным. В судебном заседании заинтересованное лицо Воробьёв Д.А. заявленные требования поддержал. В судебное заседание заинтересованное лицо Михайлова Р.Н. не явилась. Судом принято приведенное выше решение. В кассационной жалобе Воробьёва С.Е. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на доводы, изложенные ею в ходе судебного разбирательства по настоящему делу. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы, не нашла оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства. Согласно требованиям статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Из материалов дела усматривается, что собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 45,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, является Михайлова Р.Н., в которой на 27.07.2011 была постоянно зарегистрирована дочь собственника - Воробьёва С.Е., с 07.09.2011 внучка – В.Ю., <ДАТА> года рождения; зять - Воробьёв Д.А. зарегистрирован по данному адресу по месту пребывания на период с 05.10.2010 по 05.10.2014, постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>. Воробьёва С.Е. обратилась 22.06.2011 в администрацию города Вологды с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на состав семьи 2 человека, включая Воробьёва Д.А. (супруга). Постановлением администрации города Вологды от 27.07.2011 №... «Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан» Воробьёвой С.Е., Воробьёву Д.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, отсутствие у Воробьёва Д.А. регистрации в городе Вологда). Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Согласно Правилам место жительства гражданина по общему правилу должно совпадать с местом регистрации. Перечень оснований, с наличием которых закон определяет, что занятое жилое помещение является местом жительства гражданина, ограничен и расширительному толкованию не подлежит. По смыслу норм законодательства, регулирующего вопросы предоставления гражданам жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий, постановка на учет граждан осуществляется по месту их регистрации. Учитывая то обстоятельство, что жилое помещение по адресу: <адрес>, на период с 05.10.2010 по 05.10.2014 является для Воробьёва Д.А. местом пребывания; он постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, следовательно, оснований для принятия Воробьёва Д.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории муниципального образования «город Вологда» не имеется. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно части 4 и части 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Главы города Вологды от 15.07.2005 года №... установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 10 кв.м на каждого члена семьи. В силу пункта 2 статьи 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принимая во внимание тот факт, что на момент обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в указанной квартире была постоянно, как член семьи собственника, зарегистрирована лишь Воробьёва С.Е, вывод суда первой инстанции о том, что размер общей площади занимаемого ими жилого помещения (45,1 кв.м) составляет на одного члена семьи более учетной нормы (10 кв.м) по г.Вологде, является правомерным. В силу части 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Учитывая, что отказ органа местного самоуправления в постановке на учет семьи Воробьевой С.Е. из двух человек в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, соответствует требованиям действующего жилищного законодательства и принят в пределах полномочий администрации г.Вологды, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным является обоснованным. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 (в редакции от 14.11.2002 №138-ФЗ) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 19 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьёвой С.Е. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: