Кассационное определение 33-642 от 17 февраля 2012 года



Судья Жгутова Н.В.

№ 33-642/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

17 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Билевой Л.И.,

при секретаре Тарабукиной Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления образования Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Рабцевич О.Д. на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 декабря 2011 года, которым исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования Череповецкого муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности удовлетворены.

На Управление образования Череповецкого муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок не позднее 01 августа 2012 года обустроить территорию муниципального образовательного учреждения «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором.

На Управление образования Череповецкого муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок не позднее 01 августа 2012 года обустроить территорию муниципального образовательного учреждения «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Череповецкого района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования Череповецкого муниципального района Вологодской области об обязании устранить нарушения антитеррористической безопасности.

В обоснование указал, что прокуратурой Череповецкого района Вологодской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений Череповецкого муниципального района, в ходе которой установлено, что территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» не ограждены заборами, отсутствие которых не обеспечивает безопасность несовершеннолетних детей и работников образовательного учреждения, а также снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан. Несоблюдение основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, игнорирование требований законодательства об образовании и обустройстве территорий образовательных учреждений, санитарных норм и правил, и непринятие Управлением образования Череповецкого муниципального района действенных мер по предупреждению терроризма и актов незаконного вмешательства на территориях МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» отрицательно влияет на безопасность граждан, и влечет нарушение прав и законных интересов граждан, прежде всего несовершеннолетних, обучающихся в данных учебных заведениях, создает реальную опасность для их жизни и здоровья.

Просил обязать Управление образования Череповецкого муниципального района Вологодской области в срок не позднее 01 августа 2012 года обустроить территорию МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором; обязать Управление образования Череповецкого муниципального района Вологодской области в срок не позднее 01 августа 2012 года обустроить территорию МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором.

Определением суда от 19 октября 2011 года гражданское дело № 2-5089 по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования Череповецкого муниципального района об обустройстве территории МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором и гражданское дело № 2-5091 по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования Череповецкого муниципального района об обустройстве территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором соединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, от исковых требований в части возложения обязанности на МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» в срок не позднее 01 августа 2012 года обустроить территории образовательных учреждений по периметру заборами отказался, в остальной части исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления образования Череповецкого муниципального района по доверенности Рабцевич О.Д. исковые требования не признала, в возражении указала, что Управление образования Череповецкого муниципального района надлежащим ответчиком по данному делу не является, поскольку МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» являются самостоятельными юридическими лицами. Отсутствие на территории МОУ ограждения не может расцениваться как нарушение антитеррористической безопасности, так как это требования санитарного законодательства. МОУ является муниципальным учреждением, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий финансируется за счет средств районного бюджета. Смета расходов утверждается Управлением образования Череповецкого муниципального района. Иных средств, кроме средств, указанных в смете, МОУ не имеет. Утвержденной на 2011 год сметой расходов денежных средств на оборудование территорий МОУ заборами не выделено, возможности у руководства МОУ для выполнения требований СанПиН не имеется. 04 октября 2010 года утверждена долгосрочная целевая программа «К». Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе представитель Управления образования Череповецкого муниципального района по доверенности Рабцевич О.Д. ставит вопрос об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по мотиву незаконности, необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Череповецкого района Вологодской области просит оставить решение без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, представленного возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Судом установлено, что прокуратурой Череповецкого района была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных и общеобразовательных учреждений Череповецкого муниципального района.

В ходе проверки установлено, что территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» не ограждены заборами, отсутствие которых не обеспечивает безопасность несовершеннолетних детей и работников образовательного учреждения, а также снижает уровень антитеррористической защищенности образовательного объекта и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу государства и граждан.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствие с пунктом 4 статьи 3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно части 3 статьи 5 данного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Положениями статей 17, 26 Устава Череповецкого муниципального района предусмотрено, что Управление образования Череповецкого муниципального района является органом местного самоуправления Череповецкого муниципального района, наделенным в соответствии с Уставом собственными полномочиями в области образования в соответствии с действующим федеральным законодательством.

В силу пункта 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа.

Частью 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в том числе: организация предоставления на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение создания муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Указанные полномочия также определены статьей 27 Устава Череповецкого муниципального района и пунктом 2.1. Положения об Управлении образования Череповецкого муниципального района.

В соответствии с Уставами МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» являются муниципальными образовательными учреждениями, учредителем которых является Управление образования муниципального района.

Постановлением администрации Череповецкого муниципального района №... от 23 декабря 2010 года органы местного самоуправления района обязаны обеспечить осуществление профилактических, в том числе воспитательных и пропагандистских мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Таким образом, Управление образования Череповецкого муниципального района является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования.

Аналогичные положения закреплены в пункте 2.2. Положения об Управлении образования Череповецкого муниципального района.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался положениями Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РФ «Об образовании», нормативными актами органов местного самоуправления и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обустроить территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

При этом суд обоснованно учел, что обустройство территории образовательных учреждений забором по периметру направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время воспитательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, и обязательным требованием к содержанию территории дошкольного учреждения (пункт 3.1. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189).

Судебная коллегия учитывает, что органами местного самоуправления Череповецкого района во исполнение Федерального закона приняты соответствующие правовые акты, обязывающие органы местного самоуправления и организации обеспечить выполнение антитеррористических мероприятий.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обязанность по осуществлению обустройства территории МОУ «Мяксинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» по периметру забором, как одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности, правомерно возложена на Управление образования Череповецкого муниципального района, поскольку оно, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование данных учреждений, у которых своих средств на указанные мероприятия не имеется. Единственным учредителем и собственником имущества учреждений является Череповецкий муниципальный район, функции которого в этом вопросе переданы Управлению образования района.

По указанным основаниям доводы кассационной жалобы о том, что Управление образования Череповецкого муниципального района не является надлежащим ответчиком, нельзя признать обоснованными, поэтому жалоба удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции от 14 ноября 2002 года № 138 – ФЗ), судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления образования Череповецкого муниципального района Вологодской области по доверенности Рабцевич О.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Л.В. Белозерова

Л.И. Билева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200