кассационное определение № 33-1190 от 04 апреля 2012 года



Судья Шевченко Г.П.

№ 33-1190/2012

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

04 апреля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Маракова С.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 ноября 2011 года, которым Маракову С.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Шабанова М.Е., действующего по доверенности Маракова С.В., судебная коллегия

установила:

Мараков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее – УМВД России по Вологодской области, Управление) о включении периода военной службы по призыву в стаж государственной службы в льготном исчислении.

Свои требования истец мотивировал тем, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву с <ДАТА> по <ДАТА>. С <ДАТА> проходил службу в Управлении внутренних дел по Вологодской области, откуда был уволен <ДАТА> приказом №... от <ДАТА>. Его выслуга по состоянию на <ДАТА> в календарном исчислении определена ответчиком в 16 лет 09 месяцев 04 дня.

В марте 2011 года он обратился в УМВД России по Вологодской области с просьбой засчитать ему в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Письмом от 18 апреля 2011 года №... ответчик сообщил ему, что в соответствии с пунктом 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (срочная служба) засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии в календарном исчислении.

Считая отказ необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, просил суд обязать УМВД России по Вологодской области засчитать в его стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с <ДАТА> по <ДАТА> из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

В судебном заседании Шабанов М.Е., действуя на основании доверенности Маракова С.В., заявленные требования поддержал.

Представитель УМВД России по Вологодской области Рогалева А.Н. иск не признала, пояснив, что Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от <ДАТА> № 76-ФЗ не регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, поэтому нет оснований для применения положений части 3 статьи 10 этого Закона при исчислении истцу выслуги лет.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Мараков С.В. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на то, что служба в правоохранительных органах является государственной службой, поэтому при подсчете его выслуги лет следует применять положения статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военная служба по призыву подлежит включению в стаж государственной службы из расчета один день военной службы за два дня работы.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в период с <ДАТА> по <ДАТА> Мараков С.В. проходил службу в Управлении внутренних дел по Вологодской области и был уволен приказом №... от <ДАТА>.

Выслуга истца на дату увольнения была рассчитана ответчиком в календарном исчислении и определена в 16 лет 09 месяцев 04 дня. При этом в нее включен период службы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву (срочной службы) с <ДАТА> по <ДАТА> в календарном исчислении.

В марте 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о зачете в стаж государственной службы в органах внутренних дел периода военной службы по призыву с <ДАТА> по <ДАТА> из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Письмом Управления внутренних дел по Вологодской области от 18 апреля 2011 года №... Маракову С.В. было сообщено, что спорный период прохождения военной службы по призыву зачтен в выслугу лет в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Служба в органах внутренних дел является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение).

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел не регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, а осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон).

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный нормативный акт не содержит понятия стажа государственной службы в органах внутренних дел, поскольку пенсия данной категории лиц устанавливается при наличии специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован «выслуга лет».

Статьей 13 указанного Закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.

В силу статьи 18 вышеназванного Закона, пункта 63 Положения порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с <ДАТА> по <ДАТА>, являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет Маракова С.В. в органах внутренних дел в календарном исчислении.

Доводы кассационной жалобы истца о наличии у него права на льготное исчисление выслуги лет в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» основаны на неправильном толковании правовых норм.

Пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Из положений статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» следует, что служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы Российской Федерации.

Между тем, как предусматривает пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Кроме того, законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел не возлагает на организацию, назначающую пенсию, обязанность по исчислению стажа государственной службы, а пункт 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», определяет периоды включения времени нахождения граждан на военной службе в стаж государственной службы, а не в выслугу лет.

Поскольку судом правильно применен материальный закон, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта по доводам подателя жалобы нет.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ) судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 02 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маракова С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: В.Н. Белякова

Л.В. Белозерова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200