апелляционное определение №33-1090/2012 от 30.03.2012



Судья Гоглева Н.В.

№ 33-1090/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

30 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Игошевой Г.Н., Чернышовой Н.Э.,

при секретаре Мартынове Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 декабря 2011 года, которым Департамент городского хозяйства Администрации г.Вологды обязан привести в соответствие с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», дорожное покрытие проезжей части <адрес> (на участке дороги <адрес>), в частности устранить ямочность проезжей части дороги в срок до <ДАТА>.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия

установила:

Постановлением Главы г.Вологды от 26 ноября 2008 года № 7040 утверждена программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2009-2012 годы». Исполнителем Программы является Департамент городского хозяйства Администрации г.Вологды.

Основными целями Программы являются повышение уровня безопасности дорожного движения; снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий; обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на улично-дорожной сети, ремонт и благоустройство улично-дорожной сети.

Прокуратурой г.Вологды совместно с ОГИБДД УВД по г.Вологде проведена проверка соответствия улично-дорожной сети г.Вологды требованиям Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

В ходе проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные вышеназванной программой, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Вологды должным образом не выполняются, а именно на территории г. Вологды имеет место неудовлетворительное состояние проезжей части <адрес> (на участке дороги от <адрес>), в частности на данном участке дороги выявлена ямочность проезжей части, что не соответствует п.3.1.1 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

<ДАТА> по результатам проверки государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по г.Вологде Сударевым А.Н. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому на участке дороги <адрес> выявлена ямочность проезжей части дороги, покрытие проезжей части дороги не соответствует требованиям п.3.1.1 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (л.д. 5).

Считая, что Департаментом городского хозяйства Администрации г.Вологды не обеспечивается соответствие дорог при их содержании установленным правилам, стандартам и нормам, а улично-дорожная сеть г. Вологды не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, что способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, Прокурор г. Вологды, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент городского хозяйства Администрации г.Вологды привести в соответствие с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», дорожное покрытие проезжей части <адрес> (на участке дороги <адрес>), в частности устранить ямочность проезжей части дороги.

В судебном заседании помощник прокурора г.Вологды Григорова С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г.Вологды по доверенности Замшева И.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, из которого следует, что программой «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2009-2012 годы» ремонт дорожного покрытия проезжей части <адрес> не предусмотрен. Кроме того, невозможно оценить превышают ли размеры ям на улице или дороге, которую по фотоматериалам идентифицировать невозможно, предельно допустимые повреждения покрытия, установленные п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93. В настоящее время текущее содержание дороги по <адрес> осуществляется МУП «Вологдазеленстрой» по муниципальному контракту №... от <ДАТА>. Проводить работы по асфальтированию проезжей части <адрес> в зимнее время не допускается. Суду пояснила, что средства на выполнение работ по ремонту <адрес> в бюджетной смете не предусмотрены, просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Вологде в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит удовлетворить исковое заявление, поскольку Департамент городского хозяйства Администрации г.Вологды осуществляет дорожную деятельность и обязан обеспечивать безопасность дорожного движения в границах муниципального образования.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства Администрации г.Вологды Замшева И.Е. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указывая, что постановлением Администрации г.Вологды от 04 октября 2010 года № 5285 срок реализации программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2009-2012 годы» продлен до 2014 года. Согласно паспорту программы Департамент городского хозяйства Администрации г.Вологды является не единственным ее исполнителем. Мероприятия по текущему и капитальному ремонту улиц города предусмотрены городской целевой программой «Капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденной постановлением Администрации города Вологды от 06 июля 2010 года № 3382. Департамент является реестродержателем автодороги по <адрес>, включенной Постановлением Администрации г.Вологды от 20 декабря 2011 года № 7830 в состав казны г.Вологды.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему

Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 2.2 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации г.Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2007 года № 512, основными задачами Департамента являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Вологда», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

По смыслу части 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что на Департамент городского хозяйства администрации г.Вологды возложена функция владельца автомобильных дорог местного значения в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.

Согласно п.4.6 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации г.Вологды финансирование Департамента и использование им выделенных финансовых средств осуществляется в соответствии со сметой, утверждаемой начальником Департамента после согласования с Главой города Вологды в пределах ассигнований, утвержденных Департаменту в бюджете города Вологды. Расходование средств Департаментом производится в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В целях повышения уровня безопасности дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий, обеспечения охраны жизни и здоровья граждан и их имущества, 26.11.2008 (в ред. от 04.10.2010) издано постановление Главы г.Вологды «Об утверждении Программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2002-2014 годы». Основными мероприятиями Программы являются организационные мероприятия, а также ремонт и благоустройство улично-дорожной сети города.

Одним из основных исполнителей Программы указан, в том числе, Департамент дорожного хозяйства администрации г.Вологды.

В соответствии с положениями 5 Программы, Программа подвергается корректировке, исходя из возможностей доходной базы бюджета города Вологды на очередной финансовый год, а также в случае предоставления субсидий бюджету города Вологды из бюджета Вологодской области или федерального бюджета на реализацию Программы.

Ремонт дорожного покрытия проезжей части <адрес> Программой не предусмотрен.

Удовлетворяя исковые требования, судом первой инстанции не учтено постановление Администрации г.Вологды от 06 июля 2010 года № 3382 «Об утверждении городской целевой программы «Капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети на территории муниципального образования «Город Вологда», основными целями которой является, в том числе обеспечение сохранности автомобильных дорог муниципального образования путем приведения технико-эксплуатационных характеристик дорог и инженерных сооружений в состояние, отвечающее требованиям технических норм и правил; поддержание бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Основной задачей программы является проведение капитального ремонта и ремонта улично-дорожной сети города Вологды.

Приложением к данной Программе является План и объем финансирования её мероприятий, что является механизмом реализации самой программы.

Согласно положению 5 Программы финансирование мероприятий происходит за счет средств бюджета города Вологды и бюджетов других уровней на реализацию мероприятий, предусмотренных программой. Реализация мероприятий программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Программа подвергается корректировке исходя из возможностей доходной базы бюджета города Вологды на очередной финансовый год, а также в случае предоставления субсидий и субвенций бюджету города Вологды из бюджетов других уровней на реализацию мероприятий программы.

Достижение указанных целей будет обеспечено в рамках проведения работ по капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети в муниципальном образовании «Город Вологда» в срок 2010 – 2020 годы.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда подлежит отмене в связи с преждевременностью принятия судом положительного решения по заявленным исковым требованиям.

Исходя из положений статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что все имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение по настоящему делу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 22 декабря 2011 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Вологды об обязании Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды привести в соответствие с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», дорожное покрытие проезжей части <адрес> (на участке дороги <адрес>), в частности устранить ямочность проезжей части дороги – отказать.

Председательствующий А.А. Коничева

Судьи Г.Н. Игошева

Н.Э. Чернышова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200