Апелляционное определение № 33-1643 от 04.05.2012



Судья Стариков О.А.

№ 33-1643/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

04 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Маклаковой Н.С.,

судей Теплова И.П., Мищенко С.В.,

при секретаре Груздевой Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению помощника прокурора города Череповца Краева А.В. на решение Череповецкого городского суда от 16 февраля 2012 года, которым прокурору города Череповца в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя мэрии города Череповца по доверенности Климовой А.Ю., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей доводы представления прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Череповца, действуя в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился 05.09.2011 в суд с иском к Управлению образования мэрии города Череповца о возложении обязанности по выполнению ограждения забором территории Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» и установлению системы видеонаблюдения в срок до 31.12.2011.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой города Череповца в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №...» проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности были выявлены нарушения, выразившиеся в частности в том, что территория участка общеобразовательной школы не имеет периметрального ограждения, система видеонаблюдения отсутствует, что обеспечивает беспрепятственный доступ посторонних лиц к зданию.

Просил обязать Управление образования мэрии города Череповца выполнить ограждение забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» и установить систему видеонаблюдения в срок до 31.12.2011.

Настоящее дело было предметом неоднократных судебных разбирательств.

В окончательном виде исковые требования прокурором были предъявлены к мэрии города Череповца по выполнению ограждения забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» в срок до 01.08.2012.

В судебном заседании помощник прокурора Краев А.В. измененные исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика мэрии города Череповца по доверенности Коновалов А.И. исковые требования не признал, суду пояснил, что надлежащим ответчиком является МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...», которой будут выделены денежные средства на установку забора. Забор в летний период будет установлен. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» директор Быкова Т.С. суду пояснила, что с момента постройки в 1972 году школа забора не имеет, денежные средства на установку забора школе не выделены.

Представитель третьего ли­ца Комитета по управлению имуществом города Череповца по доверенности Волкова Е.С. суду пояснила, что здание школы и земельный участок, на котором она расположена, находятся в распоряжении комитета по управлению имуществом, который осуществляет управление муниципальной собственностью.

Судом принято приведенное выше решение.

В представлении помощник прокурора города Череповца Краев А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального права.

В представленных возражениях мэрия города Череповца просит решение суда оставить без изменения, представление прокурора – без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления, изучив доводы представления, находит необходимым решение суда отменить.

Из материалов дела усматривается, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» <адрес> является бюджетным учреждением, относится к типу - общеобразовательное учреждение. Здание школы находится в собственности муниципального образования «Город Череповец», передано в оперативное управление МОУ «Средняя общеобразовательная школа №... », территория школы не имеет периметрального ограждения, на территорию учреждения имеется беспрепятственный доступ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В силу статей 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Пунктом 3.4 Положения об Управлении образования мэрии г. Череповца, утвержденного решением Череповецкой городской Думы от 26.01.2010 № 4, в число функций Управления образования мэрии г. Череповца было включено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также обустройство прилегающих к ним территорий.

Однако решением Череповецкой городской Думы от 28.06.2011 № 115 указанный пункт исключен из Положения об Управлении образования мэрии г. Череповца.

В соответствии со статей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Учитывая, что обязанность по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции органов местного самоуправления, вывод суда о неправомерности требований прокурора о возложении обязанности на мэрию города Череповца по выполнению ограждения забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» является несостоятельным.

При данных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Согласно статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора города Череповца, возложив обязанность по выполнению ограждения забором территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» на мэрию города Череповца.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда 16 февраля 2012 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора города Череповца, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц, удовлетворить.

Обязать мэрию города Череповца в срок до 01.08.2012 выполнить ограждение территории Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №...» путем возведения забора.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200