Судья Молокова Л.К. № 33-1834/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 16 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Образцова О.В., судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В., при секретаре Михайловой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда на решение Вологодского городского суда от 06 марта 2012 года, которым постановлено «Признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области №... от <ДАТА> в части отказа Обориной Л. В. во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с <ДАТА> по <ДАТА> в должности ... ГУ «Межобластная больница ОЕ- 256/10 УИН Минюста России по Вологодской области». Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологда Вологодской области включить Обориной Л. В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с <ДАТА> по <ДАТА> в должности ... ГУ «Межобластная больница ОЕ-256/10 УИН Минюста России по Вологодской области» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с <ДАТА>». Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Обориной Л.В., судебная коллегия установила: Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вологда) №... от <ДАТА> Обориной Л.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. По состоянию на <ДАТА> специальный стаж Обориной Л.В. определен пенсионным органом в .... При этом ей отказано во включении в такой стаж периода службы с <ДАТА> по <ДАТА> в Межобластной больнице № 10 УИН Минюста России по Вологодской области (в настоящее время Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Межобластная больница № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области») в связи с тем, что ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает включение в специальный стаж периодов прохождения службы. Не согласившись с решением пенсионного органа, Оборина Л.В. обратилась с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вологда о включении периода службы в специальный стаж. Ссылаясь на то, что в спорный период выполняла должностные обязанности ... в Межобластной больнице № 10 УИН Минюста России по Вологодской области, занимаемая ею должность и лечебное учреждение предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых дает пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью, просила суд признать решение пенсионного органа №... от <ДАТА> незаконным, возложить на ответчика обязанность зачета этого периода в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В судебном заседании Оборина Л.В. и ее представитель Дульдиер А.В. заявленные требования поддержали. Представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вологда Куваева Ю.В. с иском не согласилась, полагая оспариваемое истцом решение принятым в соответствии с действующими нормами пенсионного законодательства. Суд постановил приведенное выше решение. В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вологда просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, пришла к следующему. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу пункта 20 части 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Пункт 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ указывает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В графе «наименование должностей» вышеназванного Списка предусмотрена должность «...». В графе «наименование учреждений» поименованы больницы всех наименований. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Оборина Л.В. <ДАТА> года рождения в период с <ДАТА> по <ДАТА> работала в межобластной больнице (ЛПУ-10) УИН Минюста России по Вологодской области в должностях ... и ... (записи в трудовой книжке с №... по №..., л.д.9). В период с <ДАТА> по <ДАТА> она выполняла те же должностные обязанности в том же учреждении на основании контракта №... от <ДАТА>, предусматривающего прохождение ею службы в уголовно-исполнительной системе (л.д.11). На основании приказа начальника УИН Минюста России по Вологодской области №... «...» в ГУ «Межобластная больница ОЕ-256/10 УИН Минюста России по Вологодской области должности ... были сокращены и введены вновь, как вольнонаемные. В связи с этим Оборина Л.Д. <ДАТА> была уволена со службы и вновь принята на должность ... ГУ «Межобластная больница ОЕ-256/10 УИН Минюста России по Вологодской области (записи в трудовой книжке №... и №..., л.д.9 оборот). Решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вологда от <ДАТА> за №... Обориной Л.В. отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия 30-летнего стажа медицинской деятельности. При этом в такой стаж истице не зачтен период службы с <ДАТА> по <ДАТА> в должности ... в межобластной больнице № 10 УИН Минюста России по Вологодской области. Между тем, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537, постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 истица как работник среднего медицинского персонала лечебного учреждения, непосредственно обслуживающий больных в принципе имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии при наличии соответствующего специального стажа, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе слушания дела в суде первой инстанции. Расхождение между сторонами спора вызывает вопрос о включении в указанный стаж периода с <ДАТА> по <ДАТА>, когда истица согласно ее трудовой книжке проходила службу в уголовно-исправительной системе. Пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников налоговой полиции и их семей, уголовно-исполнительной системы производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1991 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», в соответствии со статьей 10 которого выплата пенсий указанным лицам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Следовательно, на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания, нормы обязательного пенсионного страхования, установленные действующим законодательством, не распространяются, так как страховые взносы с их денежного довольствия не уплачиваются. Вместе с тем, разрешая дело и удовлетворяя иск Обориной Л.В., суд первой инстанции учитывал конкретные обстоятельства дела. Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к правильному выводу о неправомерности решения ответчика в оспариваемой истицей части, так как, в спорный период времени объем и характер функциональных обязанностей Обориной Л.В. не изменились, перевод ее с вольнонаемной должности на службу происходил в централизованном порядке в силу объективных причин - организационно-штатных мероприятий, когда все вольнонаемные, в том числе и истица, были переведены на службу в уголовно-исполнительную систему, а впоследствии в результате тех же организационно-штатных мероприятий были вновь отнесены к категории гражданского персонала. Вывод суда в этой части решения является правильным, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям приведенных в решении правовых норм. Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требований истицы, лишены оснований, поскольку при вынесении решения в этой части судом дана оценка всем добытым при рассмотрении дела доказательствам в их совокупности, а также в связи с тем, что прямого запрета на включение в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода прохождения службы в результате организационно-штатных мероприятий при обстоятельствах, установленных решением суда первой инстанции, указанные правовые акты не содержат. Что касательно вывода суда о возложении на пенсионный орган обязанности назначения истице трудовой пенсии с <ДАТА>, судебный акт в этой части нельзя признать правильным, поскольку Обориной Л.В. к суду таких требований не предъявлялось. В соответствии с пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. При этом, в соответствии с правилами статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право выбора основания или предмета иска принадлежит только истцу. Кроме того, на эту дату стаж работы Обориной Л.В. в должностях и учреждениях, дающих право на пенсию по выслуге лет, будет составлять 29 лет 02 месяц 03 дня вместо требуемых законом 30 лет. При таком положении, руководствуясь вышеизложенными правовыми актами, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в указанной части. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда Вологодской области от 06 марта 2012 года в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда обязанности назначения Обориной Л. В. досрочной трудовой пенсии по старости с <ДАТА> отменить. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда – без удовлетворения. Председательствующий: О.В.Образцов Судьи В.Н.Белякова Л.В.Белозерова