апелляционное определение № 33-2028 от 30 мая 2012 года



Судья Кузнецов А.Г.

№ 33-2028/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

30 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сухаревой Т.А. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 03 апреля 2012 года, которым Сухаревой Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Чагодощенского муниципального района о признании незаконными действий органа местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Сухаревой Т.А., судебная коллегия

установила:

Сухарева Т.А. обратилась в суд, оспаривая действия администрации Чагодощенского муниципального района Вологодской области.

В обоснование своих требований заявитель указала, что с 22 декабря 1997 года занимала должность первого заместителя Главы районного самоуправления, затем должность первого заместителя Главы Чагодощенского района. 02 февраля 2009 года была уволена с работы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

На основании постановления Представительного собрания Чагодощенского муниципального района №... от 27 июля 2006 года распоряжением Главы Чагодощенского муниципального района №... от 30 января 2009 года с 03 февраля 2009 года ей была установлена пенсия за выслугу лет на муниципальной службе, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии ... рублей.

Решением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района №... от 28 января 2010 года внесены изменения в постановление №... от 27 июля 2006 года в части, касающейся размера пенсии за выслугу лет и определено, что размер этой пенсии не может быть ниже ... рублей и не может превышать ... рублей. При этом в данном документе не указано, что он имеет обратную силу и может распространяться на правоотношения, возникшие до его издания.

Этот правовой акт послужил основанием для снижения получаемой ею пенсии за выслугу лет до ... рублей, начиная с 01 февраля 2010 года, с чем она не согласна.

На основании изложенного просит суд признать незаконными действия администрации Чагодощенского муниципального района Вологодской области по выплате ей пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2010 года в меньшем размере, чем это предусмотрено распоряжением Главы Чагодощенского муниципального района от 30 января 2009 года и постановлением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района №... от 27 июля 2006 года, обязать орган местного самоуправления выплачивать ей пенсию за выслугу лет в соответствии с названными документами в редакции, действовавшей на момент возникновения у нее права на получение пенсии по выслуге лет.

В судебном заседании Сухарева Т.А. заявленные требования поддержала.

Представитель администрации Чагодощенского муниципального района Бурова Т.М. просила в удовлетворении требований Сухаревой Т.А. отказать, ссылаясь на то, что снижение доплаты к трудовой пенсии в виде пенсии за выслугу лет на муниципальной службе не привело к уменьшению государственной пенсии по старости, получаемой заявителем на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Сухарева Т.А. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Чагодощенского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с пунктом 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Сухарева Т.А. занимала должность муниципального служащего - первого заместителя Главы районного самоуправления администрации Чагодощенского муниципального района в период с 22 декабря 1997 года по 02 февраля 2009 года и 02 февраля 2009 года была уволена с муниципальной должности в связи с выходом на пенсию.

Постановлением представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от 27 июля 2006 года №... было утверждено Положение о порядке установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Чагодощенского муниципального района (л.д.13-20).

В соответствии с указанным Положением пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим выборные и иные муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, полномочия которых прекращены, в том числе по собственной инициативе лица, занимающего указанную должность. Размер пенсии за выслугу лет исчисляется путем определения разницы между месячным денежным содержанием лица и размером пенсии, начисленной в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, и не может превышать 80% месячного денежного содержания.

Распоряжением Главы Чагодощенского муниципального района от 30 января 2009 года №... с 03 февраля 2009 года Сухаревой Т.А. установлена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости ....

Решением Представительного собрания Чагодощенского муниципального района от 28 января 2010 года №..., опубликованном в газете «...» 02 февраля 2010 года, внесены изменения в Постановление Представительного собрания от 27 июля 2006 года за №..., согласно которым минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливался в размере ... рублей, максимальный размер - ... рублей (л.д. 23).

С февраля 2010 года по настоящее время пенсия, выплачиваемая Сухаревой Т.А. за выслугу лет на муниципальной службе, составляет ... рублей (л.д.24-26).

В силу статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Законодатель Чагодощенского муниципального района реализовал данное полномочие, избрав в качестве гарантии пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Чагодощенского муниципального района.

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет и допустимости уменьшения органом местного самоуправления размера такого рода выплаты, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые за счет средств бюджетов муниципальных образований доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших муниципальных служащих, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Следовательно, законодатель муниципального образования, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вправе корректировать правила исчисления этой выплаты, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Поскольку судом первой инстанции правильно применен материальный закон, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены, состоявшегося по делу судебного акта, по доводам подателя жалобы нет.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 03 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухаревой Т.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: О.В.Образцов

Судьи: В.Н. Белякова

Л.В.Белозерова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200