Апелляционное определение № 33-2104 от 30 мая 2012 года



Судья Губина Е.Л.

№ 33-2104/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

30 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Вершининой О.Ю., Мищенко С.В.,

при секретаре Петраковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Степанцова Е. Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 марта 2012 года, которым Степанцову Е. Н. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды об отказе во включение в список граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Аганесовой О.Б., объяснения Степанцова Е.Н., судебная коллегия

установила:

Степанцов Е.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Вологды о признании решения незаконным.

В обоснование предъявленных требований указал, что он и члены его семьи относятся к категории граждан, выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. На учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имели возможности встать до 01 января 2005 года, поскольку законы Вологодской области, касающиеся порядка предоставления жилья указанной категории граждан, приняты только 22 июня 2005 года, в связи с чем, на его обращение с заявлением о принятии на данный учет Администрацией г.Вологды были даны ответы от <ДАТА> и от <ДАТА> о невозможности рассмотрения данного вопроса до вступления в силу соответствующего законодательства области. Письмом от <ДАТА> №... Департамент имущественных отношений Администрации г.Вологды отказал во включении его и членов его семьи в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в силу п.7 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Просил суд обязать ответчика устранить препятствие к реализации его права на обеспечение жильем, внести его и членов его семьи в список граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на обеспечение жильем.

В судебном заседании истец Степанцов Е.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, суду пояснил, что в Администрацию г. Вологды до 23 мая 2005 года с письменным заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не обращался.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды по доверенности Моисеева А.А. с заявленными требованиями не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Степанцов Е.Н. полагает, что решение суда основано на неправильном применении норм материального права, просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам и нормам материального права.

В соответствии с п. 11 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона № 1244-1, относятся в том числе граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Данной категории граждан в силу ст. 22 указанного Закона № 1244-1 государством гарантированы меры социальной поддержки, в том числе предусмотренные п. 7 ст. 17 Закона № 1244-1 в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Степанцов Е.Н. и его супруга Степанцова А.В. относятся к категории граждан, проживавших в зоне проживания с правом на отселение, их дочь С.Е. относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Письмом Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от <ДАТА> №... Степанцову Е.Н. отказано во включении в список граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Степанцова Е.Н. об устранении препятствий к реализации его права на обеспечение жильем, внесении его и членов его семьи в список граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на обеспечение жильем, суд первой инстанции сослался на отсутствие в материалах дела подтверждения постановки истца и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в срок до 01 января 2005 года, в связи с чем, оснований для обеспечения Степанцова Е.Н. жилой площадью на условиях, предусмотренных п. 7 ст. 17 Закона № 1244-1, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит изложенным ниже правовым нормам.

Обеспечение жильем граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

Согласно разделу II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «е» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как следует из указанных выше положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.

С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно материалам дела Степанцов Е.Н. впервые обратился с заявлением от <ДАТА> в Администрацию г.Вологды о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако его вопрос о постановке на соответствующий учет не был рассмотрен в связи с отсутствием законов Вологодской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» и «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», о чем ему было сообщено письмами Жилищного управления администрации г. Вологды от <ДАТА> №... и от <ДАТА> №.... Действия администрации г. Вологды Степанцовым Е.Н. своевременно обжалованы не были.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации, касающихся обеспечения жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц, судебная коллегия находит обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований Степанцова Е.Н. об устранении препятствий к реализации его права на обеспечение жильем, внесении его и членов его семьи в список граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на обеспечение жильем, поскольку в материалах дела не имеется сведений о постановке истца и его членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.

Принимая во внимание, что семья Степанцовых принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 01 января 2005 года, что подтверждено уведомлением от <ДАТА> №..., статус Степанцова Е.Н. не предполагает предоставление ему мер государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, оснований для удовлетворения его требований не имеется.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанцова Е. Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200