Апелляционное определение № 33-2142/2012 от 01 июня 2012 года



Судья Вавилова С.А.

№ 33-2142/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

01 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Маклаковой Н.С., Жидковой О.В.,

при секретаре Закутиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г. Череповца Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 марта 2012 года, которым постановление мэрии г. Череповца от <ДАТА> №... об отказе Шелудько О. Н. во включении в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца Вологодской области признано незаконным.

На мэрию г. Череповца возложена обязанность включить Шелудько О. Н. в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории города Череповца Вологодской области.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения Шелудько О.Н., судебная коллегия

установила:

Шелудько О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ДТА, <ДАТА> года рождения, ДВА, <ДАТА> года рождения, ШДА, <ДАТА> года рождения, обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что <ДАТА> она представила в жилищное управление мэрии г. Череповца Вологодской области заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с законодательством Вологодской области.

<ДАТА> истицей получено уведомление жилищного управления мэрии г. Череповца и постановление мэрии г. Череповца №... об отказе ей во включении в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца. Данное решение считает незаконным.

В г. Череповце истица со своей семьей постоянно проживает с ... года. При подаче заявления в мэрию г. Череповца были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие ее право на предоставление земельного участка, в том числе свидетельства о регистрации семьи по месту жительства по адресу: <адрес>.

Просит признать незаконным постановление мэрии г. Череповца об отказе во включении ее в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца, обязать ответчика включить ее в названный список.

В судебное заседание истица Шелудько О.Н. не явилась, о дне слушания дела извещена, ее представитель по доверенности адвокат Митрофанова О.С. исковые требования поддержала.

Привлеченные судом к участию в деле в соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несовершеннолетние ДВА и ДТА в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Представитель ответчика мэрии г. Череповца по доверенности Воронова М.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что действие закона Вологодской области не распространяется на истицу, поскольку факт постоянного проживания и регистрации ее с семьей на территории Вологодской области документально не подтвержден. Из представленных документов установлено, что истица в г. Череповце имеет временную регистрацию, постоянно зарегистрирована в г. ... ... края. Просит в иске отказать.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе мэрия г. Череповца Вологодской области считает решение суда принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в ходе судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 245 ГПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судом по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Как следует из ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст 2. Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан") к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п.п. 1-2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 1-2 ст. 1 Закона Вологодской области от 22 ноября 2011 года № 2650-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области» (далее – Закон области о бесплатном предоставлении земельных участков) гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории Вологодской области (далее - земельные участки), предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства. Для целей настоящего закона области на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (далее - заявление) гражданами, имеющими трех и более детей (далее - гражданин, граждане), считаются лица (один из родителей либо одинокая мать (отец), имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (для детей, обучающихся по очной форме, а также детей-инвалидов, проходящих обучение независимо от формы обучения, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет), в том числе усыновленных (удочеренных), а также подопечных в приемной семье. Предоставление в собственность гражданам бесплатно земельных участков в соответствии с настоящим законом области осуществляется в случае постоянного проживания граждан на территории области не менее одного года на дату подачи заявления для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства.

Как следует из ст. 2 Закона области о бесплатном предоставлении земельных участков, предоставление в собственность гражданам бесплатно земельных участков осуществляется в следующем порядке:

1) подача заявления в письменной форме;

2) формирование списков граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства (далее - списки);

3) формирование земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства;

4) утверждение перечней земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства (далее также - перечень, перечень земельных участков);

5) принятие решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства.

Уполномоченными органами, осуществляющими прием заявлений от граждан, формирование и утверждение списков, формирование земельных участков, утверждение перечней земельных участков и внесение в них изменений, а также принятие решений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда"), являются органы местного самоуправления области, уполномоченные на распоряжение такими земельными участками в соответствии с действующим законодательством. Граждане, местом жительства которых является городской округ, обращаются с заявлением в один из уполномоченных органов, а именно:

а) при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - в орган местного самоуправления городского округа области либо орган местного самоуправления муниципального района области, граничащего с городским округом;

б) при предоставлении земельного участка для дачного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - в орган местного самоуправления соответствующего муниципального района области.

К заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Уполномоченный орган в течение 30 дней после регистрации заявления принимает решение о включении либо об отказе о включении гражданина в соответствующий список. Граждане, не представившие указанный документ, не подлежат включению в список.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года № 208, форма № 3 свидетельства о регистрации по месту пребывания удостоверяет факт временного проживания.

Из материалов дела следует, что Шелудько О.Н. является многодетной матерью, имеет троих несовершеннолетних детей: ДТА, <ДАТА> года рождения, ДВА, <ДАТА> года рождения, и ШДА, <ДАТА> года рождения, в связи с чем вправе приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок.

Шелудько О.Н. с <ДАТА> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 64-65); с <ДАТА> была зарегистрирована по месту пребывания и проживала по адресу: <адрес>; с <ДАТА> и по настоящее время (до <ДАТА>) зарегистрирована по месту пребывания и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 21, 54-55). Вместе с ней зарегистрированы по месту пребывания сроком до <ДАТА> и проживают муж ШАВ и несовершеннолетние дети (л.д. 20, 22-24, 42, 63).

<ДАТА> истица обратилась в жилищное управление мэрии г. Череповца Вологодской области с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Череповце (л.д. 11-14).

В соответствии с постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от <ДАТА> №... Шелудько О.Н. было отказано во включении в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца Вологодской области, в связи с непредставлением документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в <адрес>, о чем истице было направлено уведомление жилищного управления мэрии г. Череповца Вологодской области (с копией постановления) от <ДАТА> №... (л.д. 61-62).

Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правомерно установив юридически значимые обстоятельства, пришел к неверному выводу о том, что имеются основания для признания оспариваемого постановления незаконным и включения истицы в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца Вологодской области. С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку заявительница при подаче заявления о предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно как многодетной матери в соответствии с требованиями Закона Вологодской области от 22 ноября 2011 года № 2650-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области» должна была представить документы, подтверждающие постоянное проживание на территории Вологодской области не менее одного года, свидетельство о регистрации по месту пребывания подтверждает лишь временное нахождение гражданина по данному месту.

При таких обстоятельствах постановление мэрии г. Череповца от <ДАТА> №... об отказе Шелудько О.Н. во включении в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца, является законным и обоснованным.

Судебная коллегия, принимая во внимание доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе Шелудько О.Н. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 марта 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым Шелудько О. Н. во включении в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории г. Череповца Вологодской области, и возложении на мэрию г. Череповца обязанности включить Шелудько О. Н. в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории города Череповца Вологодской области, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200