Судья Губина Е.Л. № 33-2092/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 30 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Мищенко С.В., Вершининой О.Ю., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Вологды по доверенности Неустроевой Н. К. на решение Вологодского городского суда от 05 марта 2012 года, которым на муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Вологодская городская больница №...», расположенное по адресу: <адрес>, Администрацию города Вологды возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: В главном корпусе, расположенном по адресу: <адрес>: - оборудовать двери лифтовых холлов самозакрывающимися устройствами с уплотнением в притворах в срок до 01.10.2012; - установить двери подвала на путях эвакуации открывающимися по направлению выхода из здания, в срок до 01.12.2012; - оборудовать эвакуационный выход у бактериологической лаборатории самосветящимся знаком «Эвакуационный выход» в срок до 01.03.2012; - ликвидировать глухие решетки, после замены оконных блоков (реанимация, подвал) в срок до 01.10.2012. В терапевтическом корпусе, расположенном по адресу: <адрес>: - оборудовать двери лифтовых холлов самозакрывающимися устройствами, с уплотнением в притворах в срок до 01.10.2012; - выполнить двери из противопожарного материала с пределом огнестойкости 0,6 часа в срок до 01.10.2012. В хирургическом корпусе, расположенном по адресу: <адрес>: - установить двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, не закрывая их на ключ в срок до 01.10.2012; - расположить групповые баллонные установки с кислородом у глухой стены (аптека) или в отдельно стоящее здание; устранить течь кровли на электропровода и распределительные коробки до 01.10.2012. В здании пищеблока, расположенном по адресу: <адрес>: - устранить течь кровли на электропроводку в срок до 01.10.2012. В патологоанатомическом корпусе, расположенном по адресу: <адрес>»: устранить течь кровли на электропроводку в срок до 01.01.2013. В административном здании, расположенном по адресу: <адрес>: выполнить лестницу основного входа из не горючего материала в срок до 01.12.2012; установить двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, не закрывая их на ключ в срок до 01.10.2012. Общие мероприятия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Вологодская городская больница №...»: полностью ликвидировать горючую окраску и покрытия (линолеум) путей эвакуации (лестничные клетки, 1 и 3 этажи, пищеблок) в срок до 01.10.2012; предусмотреть вывод сигнала о пожаре по радиотелекомуникационной системе на центральный узел связи «01» государственной противопожарной службы, исходя из технических возможностей в срок до 01.10.2012; подвергнуть наружные пожарные лестницы эксплуатационным испытаниям (не реже 1 раза в 5 лет) в срок до 01.10.2012; проверить на устойчивость при протечке кровли огнезащитную обработку чердачных стропил (хирургия, патологоанатомический корпус) организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности в срок до 01.10.2012. На муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Вологодская городская больница № 1» возложена обязанность в терапевтическом корпусе, расположенном по адресу: <адрес>: не допускать эксплуатации электророзетки в кладовой (2 кардиология); осуществлять эксплуатацию электросети и электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов по энергетике: не эксплуатировать электропровода с поврежденной изоляцией или потерявшей защитные свойства изоляции (цокольный этаж) в срок до 01.10.2012. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мищенко С.В., объяснения представителя муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Вологодская городская больница № 1» Новожиловой О.С., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия установила: с <ДАТА> по <ДАТА> в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения (далее МБУЗ) «Вологодская городская больница № 1» была проведена проверка соблюдения требований Правил пожарной безопасности и выявлены нарушения указанных Правил. Функции и полномочия учредителя учреждения и собственника его имущества осуществляет Администрация города Вологды, действующая от имени муниципального образования «Город Вологда». 10.01.2012 прокурор города Вологды, действующий в интересах неопределенного круга лиц, сославшись на то, что в результате выявленных нарушений создается угроза жизни и здоровью людей, находящихся на лечении в МБУЗ «Вологодская городская больница № 1», а также её работников, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на МБУЗ «Вологодская городская больница № 1» и Администрацию города Вологды обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В главном корпусе <адрес> просил оборудовать двери лифтовых холлов самозакрывающимися устройствами с уплотнением в притворах; оборудовать двери на путях эвакуации открывающимися, по направлению выхода из здания (подвал), ликвидировать металлические решетки; оборудовать эвакуационный выход у бактериологической лаборатории самосветящимся знаком «Эвакуационный выход»; закрыть и остеклить окна технического этажа; ликвидировать глухие решетки, после замены оконных блоков в реанимации и подвале; указать на дверях подвальных помещений информацию о месте хранения ключей; оборудовать корпус в полном объеме светильниками колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. В терапевтическом корпусе <адрес>: оборудовать двери лифтовых холлов самозакрывающимися устройствами с уплотнением в притворах; не закрывать двери эвакуационных выходов на ключ; вынести электророзетки и выключатели из помещений медицинских архивов; выполнить двери противопожарными материалами с пределом огнестойкости 0,6 часа; не допускать эксплуатации электророзетки в кладовой (вторая кардиология); осуществлять эксплуатацию электросети и электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов по энергетике. Не эксплуатировать электропровода с поврежденной изоляцией или потерявшей защитные свойства изоляции в цокольном этаже; не эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), которые предусмотрены конструкцией светильника в пульмонологии. В хирургическом корпусе <адрес>: установить двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, не закрывать на ключ; ликвидировать кладовые с хранением горючих материалов в подвальном помещении; в подвале не складировать у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие материалы; в аптеке расположить групповые баллонные установки с кислородом у глухой стены или в отдельно стоящее здание; в подвале не допускать закрытия оконных проемов (ДВП) в помещениях раздевалок; осуществлять эксплуатацию электрических сетей и электроустановок согласно нормативных документов по электроэнергетике (течь кровли на электропровода и распределительные коробки), хирургия. В здании пищеблока <адрес>: не загромождать пути эвакуации ящиками и другими предметами; осуществлять эксплуатацию электрических сетей и электроустановок в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике (течь кровли на электропроводку). В патологоанатомический корпус <адрес>: осуществлять эксплуатацию электрических сетей и электроустановок в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике (течь кровли на электропроводку). В административном здании <адрес>: выполнить лестницу основного входа из не горючего материала; установить двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, не закрывая их на ключ; не загромождать пути эвакуации стульями, мебелью. МБУЗ «Вологодская городская больница № 1»: полностью ликвидировать горючую окраску и покрытия (линолеум) путей эвакуации (лестничные клетки, 1 и 3 этажи, пищеблок); предусмотреть вывод сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» государственной противопожарной службы, исходя из технических возможностей; при перепланировке помещений, изменений их функционального назначения или установке нового технологического оборудования принимать действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих помещений (фотолаборатория (хранение пленки в горючих коробках), подвальные помещения); подвергнуть наружные пожарные лестницы эксплуатационным испытаниям (не реже 1 раза в 5 лет); вывесить на видное место планы эвакуации в подвальных помещений; проверить на устойчивость при протечке кровли огнезащитную обработку чердачных стропил (хирургия, патологоанатомический корпус) организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. В судебном заседании помощник прокурора Рамазанов Д.Ш. исковые требования уточнил и просил обязать МБУЗ «Вологодская городская больница № 1» и Администрацию города Вологды устранить нарушения требований пожарной безопасности. В главном корпусе <адрес>: оборудовать двери лифтовых холлов самозакрывающимися устройствами с уплотнением в притворах в срок до 01.10.2012 года; установить двери подвала на путях эвакуации, открывающимися по направлению выхода из здания, в срок до 01.12.2012; оборудовать эвакуационный выход у бактериологической лаборатории самосветящимся знаком «Эвакуационный выход» в срок до 01.03.2012; ликвидировать глухие решетки, после замены оконных блоков в реанимации и подвале в срок до 01.10.2012. В терапевтическом корпусе <адрес>: оборудовать двери лифтовых холлов самозакрывающимися устройствами с уплотнением в притворах в срок до 01.10.2012; выполнить двери из противопожарного материала с пределом огнестойкости 0.6 часа в срок до 01.10.2012. В хирургическом корпусе <адрес>: установить двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, не закрывая их на ключ в срок до 01.10.2012 года; расположить групповые баллонные установки с кислородом у глухой стены в аптеке или в отдельно стоящее здание; устранить течь кровли на электропровода и распределительные коробки до 01.10.2012. В здании пищеблока <адрес> устранить течь кровли на электропроводку в срок до 01.10.2012. В патологоанатомическом корпусе <адрес> устранить течь кровли на электропроводку в срок до 01.01.2013. В административном здании <адрес> выполнить лестницу основного входа из не горючего материала в срок до 01.12.2012 и установить двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания, не закрывая их на ключ в срок до 01.10.2012. Обязать МБУЗ «Вологодская городская больница № 1» полностью ликвидировать горючую окраску и покрытия (линолеум) путей эвакуации на лестничных клетках, 1 и 3 этажах, в пищеблоке в срок до 01.10.2012; предусмотреть вывод сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» государственной противопожарной службы, исходя из технических возможностей в срок до 01.10.2012; подвергнуть наружные пожарные лестницы эксплуатационным испытаниям (не реже 1 раза в 5 лет) в срок до 01.10.2012; проверить на устойчивость при протечке кровли огнезащитную обработку чердачных стропил в хирургии и патологоанатомическом корпусе организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности в срок до 01.10.2012. Обязать МБУЗ «Вологодская городская больница № 1» в терапевтическом корпусе, расположенном по адресу: <адрес>: не допускать эксплуатации электророзетки в кладовой второй кардиологии; осуществлять эксплуатацию электросети и электропроводки в соответствии с требованиями нормативных документов по энергетике: не эксплуатировать электропровода с поврежденной изоляцией или потерявшей защитные свойства изоляции в цокольном этаже в срок до 01.10.2012. Представитель ответчика МБУЗ «Вологодская городская больница № 1» по доверенности Соколова О.Н. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что возможность устранения нарушения зависит от выделения денежных средств. Представитель ответчика муниципального образования «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды по доверенности Неустроева Н.К. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что требования должны быть распределены между муниципальным образованием и медицинским учреждением. Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Парменова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе представителем Администрации города Вологды по доверенности Неустроевой Н.К. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Вологодская городская больница № 1» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и в соответствии с требованиями действующего законодательства. На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с подпунктами 3, 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона. В соответствии со статьей 63 Закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно статье 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Статьей 19 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 34 Закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно статье 37 Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. При этом частью 1 статьи 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. При этом лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть 3 статьи 38). Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее – Правила), в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора города Вологды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчиков обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности, поскольку в судебном заседании нашёл подтверждение факт неисполнения ответчиками выявленных нарушений. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как судом правильно определены юридически значимые обстоятельства и правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также нормы материального права, подлежащие применению. При этом доводам сторон и представленным доказательствам судом дана правильная правовая оценка. Довод апелляционной жалобы о недостаточности финансирования признаётся судебной коллегией не состоятельным и не может повлечь отмену решения суда, поскольку может быть разрешён в самостоятельном порядке в процессе исполнения решения суда. Устранение выявленных нарушений Правил пожарной безопасности является обязанностью Администрации города Вологды, при этом отсутствие денежных средств для осуществления финансирования затрат на выполнение противопожарных мероприятий, не освобождает её от выполнения этой обязанности. Вопросы финансирования не являются компетенцией суда и в обсуждение этого вопроса судебная коллегия не входит. Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции, в связи с чем также не могут повлечь отмену решения суда. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда от 05 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Вологды по доверенности Неустроевой Н. К. - без удовлетворения. Председательствующий: О.Б. Аганесова Судьи: С.В. Мищенко О.Ю. Вершинина