Судья Огурцов В.А. № 33-2040/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 25 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Коничевой А.А., судей Чернышовой Н.Э., Король И.Н., при секретаре Мартынове Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности Гузилова Н.П. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 марта 2012 года, которым исковые требования прокурора города Череповца удовлетворены. Мэрия г.Череповца обязана обеспечить стационарным электрическим освещением участок дороги от дома <адрес> до границы городского округа не позднее <ДАТА>. Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области обязан обеспечить стационарным электрическим освещением участок дороги <адрес> за границей городского округа <адрес> на расстоянии не менее 100 метров не позднее <ДАТА>. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Анисимовой О.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.В., судебная коллегия установила: На участке дороги от дома <адрес> до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта <адрес>» и за его пределами на расстоянии не менее 100 м отсутствует искусственное освещение, что является нарушением требований действующего законодательства. Прокурор г. Череповца в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать Мэрию г.Череповца обеспечить стационарное электрическое освещение на названных участках в срок не позднее <ДАТА>. В ходе рассмотрения спора истец уточнил требовании. Просил обязать Мэрию г. Череповца обеспечить стационарным электрическим освещением участок дороги от дома <адрес> до границы городского округа, а Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области обязать обеспечить стационарным электрическим освещением участок дороги <адрес> за границей городского округа <адрес> на расстоянии не менее 100 метров не позднее <ДАТА>. В судебном заседании истец помощник прокурора Рямзина Г.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика Мэрии г.Череповца по доверенности Коновалов А.И. требования признал в полном объеме. Представитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе представитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Гузилов Н.П. ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности по обеспечению стационарным электрическим освещением участка дороги <адрес> за границей городского округа <адрес> на расстоянии не менее 100 метров не позднее <ДАТА>. Считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, ссылаясь на выполнение ремонтных работ в полном объеме на данном участке дороги в период с <ДАТА> по <ДАТА>. Несоответствий требованиям СНиПов и ГОСТов, иных нарушений при строительстве не допущено. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Череповца просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах её доводов, приходит к следующему. Стационарное электрическое освещение определено как искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи (пункт 3.18 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация. ГОСТ Р 52765-2007», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 № 269-ст). Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из норм, установленных Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», и пришел к выводу о необходимости стационарного электрического освещения как в пределах населенного пункта г.Череповца, так и за его пределами. Между тем, такой вывод основан на неправильном применении норм материального права. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Как следует из материалов дела, на участке дороги <адрес> за границей городского округа <адрес> на расстоянии не менее 100 метров отсутствует стационарное искусственное освещение, что, по мнению прокурора г.Череповца, является нарушением вышеуказанного ГОСТ Р 52765-2007. При этом акт обследования либо осмотра дороги в материалах дела отсутствует. Между тем, ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования», введенный на территории Российской Федерации в 2008 году, является национальным стандартом. В соответствии с п.2.1 ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» (утв. приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 года № 159-ст) российская национальная стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Национальный стандарт - утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (п. 2.4 ГОСТ Р 1.12-2004). К числу основных принципов стандартизации в Российской Федерации, закрепленных в статье 12 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и п. 4.1 ГОСТ Р 1.12-2004, обеспечивающих достижение целей и задач ее развития, относится, в том числе, и добровольность применения стандартов. С этим согласуется и положение п. 4.2 ГОСТ Р 1.12-2004, согласно которому национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О техническом регулировании» к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе, и национальные стандарты. В силу статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. При этом национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п. 6.1 ГОСТ Р 1.12-2004). В силу статьи 19 Федерального закона «О техническом регулировании» подтверждение соответствия осуществляется на основе, в том числе, принципа недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. Таким образом, соблюдение требований национального стандарта становится обязательным только при наличии знака соответствия, подтверждающего добровольную сертификацию продукта, товара, услуг требованиям установленных стандартов. Основанием для применения знака соответствия национальным стандартам является выданное национальным органом по стандартизации или от его имени другим уполномоченным им органом «Разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам» (п. 6.7 ГОСТ Р 1.9 - 2004). Чтобы требования национального стандарта стали обязательными для соблюдения, заинтересованное лицо должно пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия в установленном законом порядке, обратиться в уполномоченный орган с заявкой на выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам и получить такое разрешение. Только тогда возможно ставить вопрос о понуждении лица к соблюдению требований национальных стандартов. Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области не принимал на себя добровольной обязанности соблюдения положений ГОСТ Р 52765-2007 и в установленном законом порядке не получал разрешение на право применения знака соответствия национальному стандарту, следовательно, требования прокурора о соблюдении положений ГОСТ Р 52765-2007 являются необоснованными. При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения требования об обязании Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области совершить определенные действия, а именно: обеспечить стационарным электрическим освещением участок дороги <адрес> за границей городского округа <адрес> на расстоянии не менее 100 метров не позднее <ДАТА>, у суда не имелось, в связи с чем в этой части решение Череповецкого городского суда от 16 марта 2012 года нельзя признать законным, и оно подлежит отмене. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 марта 2012 года в части возложения обязанности на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области обеспечить стационарным электрическим освещением участок дороги <адрес> за границей городского округа <адрес> на расстоянии не менее 100 метров не позднее <ДАТА> отменить. Вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору г.Череповца отказать. В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 марта 2012 года оставить без изменения. Председательствующий А.А. Коничева Судьи Н.Э. Чернышова И.Н. Король