Апелляционное определение №33-2157 от 01 июня 2012 года



Судья Корытова И.Б.

№ 33-2157/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

01 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гапоненко М.Д. на решение Череповецкого городского суда от 19.03.2012, которым признано недействительным и не порождающим правовых последствий решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области №... от 22.10.2010 в части отказа Гапоненко М.Д. во включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 02.08.1986 по 01.11.1999 в качестве медицинской сестры родильного отделения стационара открытой медико-санитарной части Всесоюзного объединения «...».

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 02.08.1986 по 01.11.1999 в качестве медицинской сестры родильного отделения стационара открытой медико-санитарной части Всесоюзного объединения «...» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Гапоненко М.Д. и её представителя Каманиной В.А., судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области (далее – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области ) №... от 22.10.2010 Гапоненко М.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие у неё требуемого 30- летнего специального стажа.

На дату определения права 06.08.2010 пенсионным органом установлен специальный стаж истца 22 года 3 месяца 24 дня.

В специальный стаж истца включен период работы в должности медицинской сестры родильного отделения открытой медико-санитарной части ТСО «...» (впоследствии - муниципальное территориальное медицинское объединение №1, МУЗ «Городская больница №...»), в том числе отпуск по беременности и родам с 18.01.1988 по 04.05.1988, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет – с 05.05.1988 по 10.09.1989, в календарном исчислении, не включен в стаж период работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в качестве процедурной медицинской сестры в обществе с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «...» (далее - ООО «Медицинский центр «...»).

Оспаривая правомерность отказа, Гапоненко М.Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области. Просила суд признать незаконным и не порождающим правовых последствий решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области от 22.10.2010 №... об отказе в досрочном назначении пенсии и возложить на ответчика обязанность по включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 02.08.1986 по 01.11.1999 в качестве медицинской сестры родильного отделения стационара открытой медико-санитарной части ТСО «...» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также период работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в качестве процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...» в календарном исчислении и назначению пенсии с момента обращения за ней, то есть с 06.08.2010.

В обоснование требований указала, что в соответствии с действующим в период работы медицинской сестры родильного отделения стационара открытой медико-санитарной части ТСО «...» пенсионным законодательством право на льготное исчислении стажа имел весь средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля, к которым согласно Перечню хирургических подразделений стационара лечебно – профилактических учреждений, утвержденному приказом Минздрава Российской Федерации от 29.01.1999 № 28, относятся родовое (родильное), хирургические отделения. Кроме того, Списком работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002, поименованы врачи и средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра процедурной, а в разделе «наименование учреждений» - Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе диагностические, консультативно-диагностические, в связи с чем отказ во включении в специальный стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в качестве процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...» полагала неправомерным.

В ходе судебного разбирательства Гапоненко М.Д. и ее представитель Каманина В.А. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Череповце и Череповецком районе Вологодской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Гапоненко М.Д. просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в качестве процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...», а также назначении пенсии с момента обращения за ней по мотиву нарушения норм материального права. Указывает на наличие в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002, наименования медицинского учреждения и занимаемой ею должности.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, рассмотрев представленные возражения, приходит к следующему.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12. 2001 право на пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Осуществляя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление от 29.10.2002 N 781).

Данный Список в графе «Наименование должностей» предусматривает должность – медицинская сестра процедурная, а в графе «Наименование учреждений» в число учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, включены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части включения в специальный стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в качестве процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...», пришел к выводу, что данное учреждение не поименовано в Списке, следовательно, период работы истца в данном центре не подлежит включению в специальный стаж.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Из трудовой книжки Гапоненко М.Д. следует, что с 02.09.2005 по 01.12.2006 она работала в качестве процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...».

Уставом данного учреждения предусмотрены следующие виды деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность в области здравоохранения, деятельность лечебных учреждений, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, врачебная практика, прочая деятельность по охране здоровья, деятельность среднего медицинского персонала, деятельность медицинских лабораторий, деятельность скорой медицинской помощи.

В период работы истца в ООО «Медицинский центр «...», данное учреждение имело лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В должностные обязанности медсестры процедурного кабинета входило, в том числе, выполнение профилактических и лечебно-диагностических процедур, назначенных врачом, оказание неотложной доврачебной помощи, проведение отбора материала для исследований в соответствии с назначениями врача (забор крови, мазков всех видов).

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (в том числе, стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29.11.1990 N 340 - I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы, в том числе, лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости производится на общих основаниях. При этом действующее законодательство не предусматривает каких - либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений, в том числе, здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших, в том числе, лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим, поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что во время работы в ООО «Медицинский центр «...» истец занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, осуществление данной деятельности в медицинском центре, не являющимся государственным или муниципальным учреждением не может препятствовать включению данного периода в специальный стаж.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в должности процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...» подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

С учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж, Гапоненко М.В. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней, то есть с 06.08.2010, поскольку на данную дату ее медицинский стаж составит более 30 лет.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 19.03.2012 в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в должности процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...» и отказа в назначении пенсии с момента обращения, то есть с 06.08.2010 отменить.

Принять по делу в данной части новое решение.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Череповце и Череповецком районе Вологодской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 02.09.2005 по 01.12.2006 в должности процедурной медицинской сестры в ООО «Медицинский центр «...» и назначить пенсию с момента обращения, то есть с 06.08.2010.

В остальном решение оставить без изменения.

Председательствующий: О.В.Образцов

Судьи: Л.В.Белозерова

Е.Г.Мальцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200