Судья Кондрашихин В.Н. № 33-1972/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 06 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Чистяковой Н.М., Мищенко С.В., при секретаре Баландиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зиганшина А. А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01 марта 2012 года, которым в иске Зиганшину А. А. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании незаконным отказа Департамента развития муниципальных образований Вологодской области от <ДАТА> №... отказано в полном объеме. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения Зиганшина А.А. и его представителя Чиликова Д.Б., представителя Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю.С., судебная коллегия установила: в период с <ДАТА> по <ДАТА> и с <ДАТА> по <ДАТА> Зиганшин А.А. проходил службу в исправительно-трудовых учреждениях (учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности). Приказом и.о. начальника ... №... л/с от <ДАТА> капитан внутренней службы начальник отряда подразделения ... Зиганшин А.А. уволен с <ДАТА> по выслуге срока службы ... Выслуга лет на день увольнения <ДАТА> составила в календарном исчислении ..., в льготном исчислении - ... С <ДАТА> Зиганшин А.А. и его супруга ФИО12 состоят на учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищный условий. Номер очереди на ..., номер очереди на ... – .... Зиганшин А.А. обратился в Департамент развития муниципальных образований Вологодской области с заявлением о включении его в список граждан - претендентов на обеспечение жилыми помещениями в .... Письмом от <ДАТА> №... Департамент развития муниципальных образований Вологодской области сообщил Зиганшину А.А. о том, что он не может быть включен в список граждан – претендентов на обеспечение жилыми помещениями, поскольку жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета обеспечиваются граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет ... и более и которые до <ДАТА> были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях .... Ссылаясь на нарушение своего права на получение жилья на территории Вологодской области по избранному месту жительства в городе Вологде, <ДАТА> Зиганшин А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа. Просил признать незаконным и недействующим со дня издания отказ во включении его в список граждан – претендентов на обеспечение жилыми помещениями, изложенный в письме Департамента развития муниципальных образований Вологодской области от <ДАТА> №..., и возложить на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязанность включить его в список граждан – претендентов на обеспечение жилыми помещениями. В судебном заседании истец Зиганшин А.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель истца Зиганшина А.А. по ордеру адвокат Чиликов Д.Б. настаивал на включении истца в список граждан – претендентов на обеспечение жилыми помещениями, пояснив, что в календарном исчислении у истца имеется выслуга более ..., в силу чего Зиганшин А.А. должен быть включен в список лиц, обеспечивающихся жилым помещением. В судебном заседании представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. требования истца не признала, пояснив, что Зиганшин А.А. уволен в период действия законодательства Российской Федерации по основанию, не дающему ему права на получение жилья на льготных условиях. Судом принято приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Зиганшин А.А. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что его право на обеспечение жильем в г.Вологде подтверждено удостоверением от <ДАТА> №..., для разрешения требований необходимо применять действующее до увольнения законодательство СССР. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 342 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей; 2) члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы; 3) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие сними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; 4) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054. В вышеназванных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья. Согласно пункту «а» части пункта 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Как следует из материалов дела, истец уволен со службы в органах внутренних дел по пункту «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, то есть по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, Принимая во внимание указанное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания отказа Департамента развития муниципальных образований Вологодской области во включении Зиганшина А.А. в списки граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета незаконным. Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Зиганшин А.А. относится к категории граждан, перечисленным в подпункте «г» пункта 1 Правил, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР, подлежат отклонению судебной коллегией. В соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193 (в настоящее время утратило силу) право на обеспечение жилыми помещениями по избранному с учетом существующего порядка прописки месту жительства имели военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов. Жилой площадью указанные лица обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов. При этом право на обеспечение жилой площадью военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики и мичманы в указанном порядке имели при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет. Согласно пункту 6 статьи 15 закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338 «О статусе военнослужащих» (действовал до 1998 года), а впоследствии пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилыми помещениями через органы местного самоуправления было предоставлено гражданам, уволенным с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членам их семей. Таким образом, доводы истца о том, что ранее действующими нормативно-правовыми актами право на жилое помещение для граждан, уволенных с военной службы, не зависело от оснований их увольнения, несостоятельны. Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиганшина А. А. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи