апелляционное определение № 33-2288 от 15 июня 2012 года



Судья Юдина Л.Н.

№ 33-2288/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

15 июня 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.

судей Беляковой В.Н. и Белозеровой Л.В.,

при секретаре Михайловой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Налиухиной Л.В. на решение Харовского районного суда Вологодской области от 06 апреля 2012 года, которым иск Налиухиной Л.В. удовлетворен частично.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области №... от 09 ноября 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Налиухиной Л.В. признано незаконным в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области обязано засчитать Налиухиной Л.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 по 25 сентября 1987 года, с 11 по 30 апреля 1988 года, с 04 по 18 января 1989 года, с 06 по 30 апреля 1989 года, с 04 по 24 декабря 1989 года, с 09 по 28 апреля 1990 года, с 01 по 30 июня 1990 года.

В остальной части иска Налиухиной Л.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Малафеевского А.М., действующего по доверенности Налиухиной Л.В., а также Горбачевой С.А., представляющей интересы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области, судебная коллегия

установила:

решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе, пенсионный орган) от 09 ноября 2011 года №... Налиухиной Л.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия 25-летнего специального стажа.

По состоянию на 01 ноября 2011 года стаж на соответствующих видах работ у Налиухиной Л.В. пенсионным органом определен в 23 года 6 месяцев 27 дней. При этом в такой стаж ей не зачтены периоды нахождения в учебных отпусках:

- с 03 по 25 сентября 1987 года, с 11 по 30 апреля 1988 года, с 04 по 18 января 1989 года, с 06 по 30 апреля 1989 года, с 04 по 24 декабря 1989 года, с 09 по 28 апреля 1990 года, с 01 по 30 июня 1990 года;

- период работы с 05 по 31 мая 1993 года на 0,5 ставки музыкального руководителя яслей-сада №... Харовского РОНО,

а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1992 года по 04 мая 1993 года, с 01 июня 1993 года по 04 мая 1994 года, с 14 июня 1994 года по 23 августа 1994 года.

Налиухина Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области о назначении трудовой пенсии по старости.

Ссылаясь на незаконность решения №... от 09 ноября 2011 года, просила признать его недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия, обязать ответчика зачесть в ее специальный стаж, спорные периоды, назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением.

В судебном заседании Налиухина Л.В. и ее представитель Малафеевский А.М. заявленные требования увеличили: дополнительно просили включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы истицы в должности музыкального работника на 0,75 ставки в яслях-саду №... с 05 по 19 сентября 1986 года.

Представители ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Рыжаков П.В. и Чепырина Н.С. требования истца не признали, указав, что оспариваемое Налиухиной Л.Н. решение принято пенсионным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания его недействительным нет.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Налиухина Л.В. ставит вопрос об отмене судебного акта в части отказа ей в удовлетворении иска, ссылаясь на разъяснение Государственного комитета Совета Министров СССР от 17 мая 1960 года № 19, постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которыми предусмотрена возможность назначения пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям, неправомерность выводов суда о необходимости соблюдения условий выполнения нормы учебной нагрузки, нарушение норм материального права и социальной справедливости в части отказа ей в удовлетворении требований о зачете в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм пенсионного законодательства.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

В силу статьи 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Закона определено, что право на пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 упомянутой выше нормы Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, которым установлено право на досрочную трудовую пенсию музыкальным руководителям, учителям музыки.

Пунктом 5 вышеуказанных Правил определено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Однако, должность «музыкальный руководитель», как должность, учитываемая в педагогический стаж, введена только в 1999 году, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

В утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность «музыкальный руководитель» отсутствует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Вышеуказанным Списком должность музыкального руководителя предусмотрена, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Суд первой инстанции, разрешая требования истца по периодам работы с 05 по 19 сентября 1986 года, с 05 по 31 мая 1993года в должности музыкального руководителя ясли-сада №... обоснованно не усмотрел оснований для их включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по причине того, что Налиухиной Л.В. в эти периоды не была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.

Такой вывод суда является правильным, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям приведенных в решении норм материального права.

Ссылка Налиухиной Л.В. в апелляционной жалобе на то, что в 1986 и 1993 годах в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость соблюдения условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), несостоятельна ввиду того, что в период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, данный пробел законодателем в пределах его полномочий был ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что в период с 05 по 19 сентября 1986 года, с 05 по 31 мая 1993года, выполняя обязанности музыкального руководителя ясли-сада №..., истица не выполняла педагогическую нагрузку, что подтверждено справкой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №... города Харовска» и не отрицалось истцом в ходе слушания дела в суде первой инстанции (л.д.47).

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Налиухиной Л.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный отпуск был предоставлен ей после 06 октября 1992 года.

При этом суд правильно указал на то, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР (далее - КЗоТ РСФСР) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ), поскольку данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как установлено судом первой инстанции истица родила дочь С. <ДАТА>, отпуск по уходу за которой предоставлялся Налиухиной Л.В. с 31 декабря 1992 года по 04 мая 1993 года, с 01 июня 1993 года по 04 мая 1994 года и с 14 июня 1994 года по 23 августа 1994 года.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы в этой части иска.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Харовского районного суда Вологодской области от 06 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Налиухиной Л.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В.Образцов

Судьи: В.Н.Белякова

Л.В.Белозерова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200