Судья Голодова Е.В. № 33-2322/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 15 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Мищенко С.В., Теплова И.П., при секретаре Груздевой Г.К. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чебыкина А.А. на решение Тотемского районного суда от 10 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Чебыкина А.А. к администрации Бабушкинского сельского поселения об отмене решения общественной жилищной комиссии Бабушкинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области от <ДАТА> о снятии Чебыкиной А.А. с учёта в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мищенко С.В., судебная коллегия установила: постановлением главы администрации Бабушкинского сельсовета Бабушкинского района от <ДАТА> №... Чебыкина А.А. с составом семьи из двух человек принята на учёт граждан для получения жилой площади. Постановлением главы Бабушкинского сельского поселения от <ДАТА> №... Чебыкина А.А. и члены её семьи в составе 4 человек оставлены в списке граждан, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. С 25.05.2011 Чебыкина А.А., Чебыкин В.А., Чебыкина Н.В., Чебыкин С.В. являются собственниками жилого дома общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. У каждого из членов семьи Чебыкиных имеется в собственности по ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом (л.д.68-71). Решением общественной жилищной комиссии администрации Бабушкинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области №... от <ДАТА> и постановлением администрации Бабушкинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района Вологодской области №... от <ДАТА> Чебыкина А.А., Чебыкин В.А., Чебыкина Н.В., Чебыкин С.В. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека более учётной нормы. 26.12.2011 Чебыкина А.А. обратилась в суд с заявлением об отмене решения общественной жилищной комиссии Бабушкинского сельского поселения от <ДАТА> о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование требований указала, что на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, её семья поставлена в администрации поселения до вступления в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Вологодской области № 1307-03 от 29.06.2005. Снятие с учёта со ссылкой на действующие законодательство полагала недопустимым и находящимся в противоречии с законами, действовавшими в период постановки её на учёт. Также указала, что снятие с учёта препятствует её семье в получении субсидии по программе «Социальное развитие села до 2012 года» и полному завершению строительства жилого дома. В судебном заседании Чебыкина А.А. свои требования поддержала и пояснила, что с 20.04.2011 её семья стала проживать в собственном доме, для регистрации по месту жительства необходимо было зарегистрировать право собственности на данный дом, в связи с чем в мае 2011 года дом был введен в эксплуатацию. Другого жилья у её семьи нет. Кроме того, необходимо было продлевать срок действия договора аренды земельного участка. Она не знала, что для оставлении в очереди нельзя было регистрировать право собственности на дом, поскольку органами местного самоуправления разъяснительная работа по данному вопросу не велась. Они надеялись получить от администрации субсидию. Представитель Чебыкиной А.А. адвокат Секушин В А. требования поддержал в полном объеме, пояснил, что брак между супругами Чебыкиными заключен в ... году, в ... году семья поставлена на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущая. Строительство собственного дома начали в ... годах, то есть спустя 10 лет после постановки на учёт. Они продали машину, использовали на строительство материнский капитал. В связи с продажей квартиры вынуждены были зарегистрировать право собственности на дом. Полагал, что решение общественной комиссии поселения подлежит отмене. Представитель ответчика администрации Бабушкинского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании 03.02.2012 заместитель главы Администрации Бабушкинского сельского поселения Кускова Н.Е. требования Чебыкиной А.А. не признала и пояснила, что семья Чебыкиных была принята на учёт <ДАТА>. В то время основанием постановки на учёт являлось отсутствие у гражданина в собственности жилых помещений, либо если размер площади на одного члена семьи был менее учётной нормы. Учётная норма в период постановки Чебыкиной А.А. в очередь составляла 8 кв.м. жилой площади на одного человека. В сентябре 2011 года Чебыкиной А.А. в администрацию поселения был предоставлен пакет документов для перерегистрации. В соответствии со справкой ГП Вологодской области «В», выписками из реестра следовало, что в собственности каждого члена семьи Чебыкиных имеется ... доли в праве собственности на жилой дом общей площадью примерно ... кв.м. В связи с тем, что обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составила больше учётной нормы, установленной по поселению, комиссией принято решение о снятии семьи Чебыкиных с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно закону о введении в действие Жилищного кодекса, граждане, принятые на учёт в качестве нуждающихся до 01.03.2005, могут сниматься с учёта в случае утраты оснований, которые давали им право состоять на данном учёте. Вопросом предоставления субсидий гражданам администрация поселения не занимается, это относится к полномочиям отдела строительства района. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе Чебыкина А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность, и при этом ссылается на прежние доводы. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства. Согласно требованиям статей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно частям 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Аналогичные нормы закреплены в части 2 статьи 7 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан». Постановлением администрации Бабушкинского сельского поселения Бабушкинского муниципального района от <ДАТА> №... учётная норма при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади (без учета веранд, холодных коридоров, кладовых и других неотапливаемых помещений). Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что Чебыкина А.А., Чебыкин В.А., Чебыкина Н.В., Чебыкин С.В. являются собственниками жилого дома, при этом обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет ... кв.м., что превышает учётную норму для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Бабушкинскому сельскому поселению, которая составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Довод апелляционной жалобы о том, что снятие с учёта со ссылкой на действующее в настоящее время законодательство недопустимо, судебной коллегией не принимается исходя из следующего. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учёт до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Из смысла приведённых нормативных положений следует, что граждане, поставленные на учёт до 01.03.2005, могут состоять на учёте до того момента пока не появились основания, указанные в пунктах 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также имеют право состоять на данном учёте только до того момента пока имеют основания, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма по нормам прежнего жилищного законодательства. Исходя из части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, который действовал в период постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи Чебыкиных, право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. При этом пункт 1 части 2 указанной статьи устанавливал, что граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. На основании пункта 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Как следует из материалов дела на момент постановки Чебыкиной А.А. на учёт для получения жилой площади, норма обеспеченности жилой площадью составляла 8 кв.м. жилой площади на одного человека. В настоящее время обеспеченность жилой площадью членов семьи Чебыкиной А.А. составляет ... кв.м. жилой площади на каждого. Таким образом, и по нормам ранее действовавшего жилищного законодательства у семьи заявителя отпали основания для предоставления жилого помещения, поэтому состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий они не имеют права. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей. Между тем, в материалах дела имеются сведения, что семье Чебыкиной А.А. был в установленном порядке предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, следовательно, и по указанному основанию она утратила право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Довод апелляционной жалобы о том, что снятие с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, препятствует семье Чебыкиной А.А. в получении субсидии по программе «Социальное развитие села до 2012 года» также не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку к существу рассматриваемого спора не относится. В соответствии с требованиями частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Тотемского районного суда от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чебыкина А.А. – без удовлетворения. Председательствующий: О.Б. Аганесова Судьи: С.В. Мищенко И.П. Теплов