Судья Шевченко С.И. № 33-2304/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 22 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Аганесовой О.Б., судей Теплова И.П., Мищенко С.В., при секретаре Баландиной А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Микеровой З. З. на решение Белозерского районного суда от 24 апреля 2012 года, которым Микеровой З. З. отказано в удовлетворении иска к администрации г. Белозерска о признании незаконным постановления №... от 30.03.2012 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и о возложении обязанности восстановить ее на учете как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителя Микеровой 3.3. по доверенности Тимофеева В.Г., представителя администрации г. Белозерска Мамонова Е.Е., судебная коллегия установила: Микерова 3.3. обратилась 09.04.2012 в суд с заявлением об оспаривании действий администрации города Белозерска. В обоснование требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. Постановлением администрации города Белозерска от 27.09.2011 №... она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включена в единый список (номер №...) и льготный список (номер №...) на получение сертификата для приобретения жилья, постановлением администрации города Белозерска от 30.03.2012 №... снята с указанного учета по протесту прокурора Белозерского района. Полагала, что оспариваемое решение является неправомерным, поскольку ни Жилищный Кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты в сфере жилищного законодательства не содержат такого основания, как протест прокурора для принятия решения о снятии гражданина с учета, как нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Просила признать данное решение администрации незаконным, обязать данный орган местного самоуправления восстановить ее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В судебном заседании заявитель Микерова 3.3. и ее представитель адвокат Тимофеев В.Г. заявленные требования поддержали. Микерова 3.3. пояснила, что 29.11.2010 подарила свою приватизированную однокомнатную благоустроенную квартиру дочери К.О., проживающей в <адрес>, поскольку намеревалась сменить место жительства и уехать проживать в <адрес> к сестре. Но в связи с семейными обстоятельствами никуда не уехала и осталась проживать в прежней квартире. В 2011 году зарегистрировала в квартире внучку К.Н., ее мужа К.С., их ребенка, внучка приехала из <адрес>, где имеет в собственности с матерью по 1/2 доли однокомнатной квартиры. У К.С. родители проживают в <адрес> в доме площадью 29 кв.м, они не стали к себе прописывать К.Н. с ребенком. На момент постановки на учет размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи истицы, составлял менее учетной нормы по г.Белозерску. Представитель ответчика администрации г.Белозерска Мамонов Е.Е. оставил разрешение вопроса на усмотрение суда. Судом принято приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Микерова З.З. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку при заключении договора дарения своей квартиры дочери не имела намерений ухудшить свои жилищные условия. В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Белозерск поддерживает приведенные в этой жалобе доводы. Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют требованиям действующего законодательства. Согласно требованиям статей 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с требованиями п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Данные обязательства являются расходными обязательствами федерального бюджета, которые переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей второй Закона Вологодской области от 06.04.2009 №1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены указанными государственными полномочиями по обеспечению жильем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета, которые ими осуществляются на основании положений Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан». В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов на основании списков, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, формируют сводные по району списки граждан указанной категории и в срок до 15 февраля планируемого года представляют указанные списки в департамент труда и социального развития области (п.1.3 Порядка регулирования некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной федеральным законом «О ветеранах», утвержденного постановлением Правительства Вологодской области № 49 от 29.01.2010). Основанием для обеспечения указанной категории лиц в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» является их нуждаемость в улучшении жилищных условий. Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. Согласно статье 51 данного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из материалов дела усматривается, что Микерова З.З., <ДАТА> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 32,3 кв.м, принадлежащей на праве собственности ее дочери – К.О., которая приобрела право собственности на данное помещение на основании договора дарения от 29.11.2010 (с 1993 года по указанную дату данное жилое помещение принадлежало Микеровой З.З.), зарегистрированного в установленном законом порядке 10.12.2010. 10.12.2010 между К.О. (наймодатель) и Микеровой З.З. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель сдает, а наниматель принимает за плату во временное пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, срок действия договора по 10.12.2013. С 17.08.2011 в указанном жилом помещении также зарегистрированы и проживают дочь собственника - К.Н. (внучка заявителя), муж К.Н. – К.С., внучка собственника – К.Д. (правнучка заявителя). Постановлением администрации города Белозерск от 27.09.2011 №... Микерова З.З. с составом семьи из четырех человек (заявитель, К.Н., К.С., К.Д.) принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включена в единый список (под номером №...) и льготный список (список вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны под номером №...) на получение сертификата для приобретения жилья. Согласно уведомления администрации Белозерского муниципального района от 16.01.2012 №... Микерова З.З. включена в сводный районный список нуждающихся граждан под номером 9 для выдачи свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Постановлением администрации города Белозерск от 30.03.2012 №... удовлетворен протест прокурора г.Белозерска, в котором указывалось на преднамеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий путем дарения указанной квартиры своей дочери, в связи с чем Микерова З.З. могла быть поставлена на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанной сделки, постановление администрации города Белозерск от 27.09.2011 №... «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» отменено. Уведомлением от 06.04.2012 №... Микерова З.З. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации). Микерова З.З. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно положениям статьи 5 Закона Вологодской области от 29.06.2005 №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан», к таким действиям относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли. Данное отчуждение не принимается во внимание лишь при отказе от принятия дара одаряемым, отказе дарителя от исполнения договора дарения, при признании сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке. В силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно принял во внимание юридически значимые обстоятельства – Микерова З.З. на протяжении длительного времени одна проживала в однокомнатной квартире общей площадью 32,3 кв.м, в которой она была обеспечена общей площадью по установленной норме (учетная норма по г. Белозерск не более 10 кв.м на одного члена семьи); 29.11.2010 она подарила указанное жилое помещение своей дочери К.О. (которая в данном жилом помещении не проживает, проживает в <адрес>, где имеет право собственности на 1/2 долю в однокомнатной квартире общей площадью 32 кв.м), чем осознанно ухудшила свои жилищные условия, а 23.08.2011 обратилась в администрацию г. Белозерска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; постановка на данный учет была осуществлена должностными лицами без учета совершения заявителем указанных действий. При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности оспариваемого постановления органа местного самоуправления и необоснованности заявленных требований соответствуют нормам действующего законодательства. В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Доводы апелляционной жалобы о том, что Микерова З.З. и члены ее семьи были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с возникновением нового основания для постановки на учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы), не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что положения закона, ограничивающие возможность постановки на учет лиц, преднамеренно ухудшивших свои жилищные условия, не подлежат применению. Остальные доводы апелляционной жалобы являются неправомерными, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Белозерского районного суда от 24 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Микеровой З. З. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: