Судья Михеев Н.С. № 33-2518/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Вологда 29 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Жидковой О.В., Соколовой М.В., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Куностьское сельское поселение» Белозерского муниципального района на решение Белозерского районного суда от 25.04.2012, которым требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме. На общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Волна», администрацию муниципального образования «Куностьское сельское поселение» Белозерского муниципального района возложена обязанность в срок шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению п.Нижняя Мондома Куностьского сельского поселения, по показателям: мутность, цветность, окислитель перманганатный, железо, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». С общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Волна» взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме ... рублей. Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Екимовой О.Н., судебная коллегия установила: по результатам проведенной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства при обеспечении населения п.Нижняя Мондома Белозерского муниципального района питьевой водой на ее соответствие гигиеническим нормативам качества, установлено, что оказание услуг по водоснабжению на территории указанного населенного пункта осуществляет общество с ограниченной ответственностью ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство Волна» (далее ООО «ЖКХ «Волна»). Водоснабжение осуществляется из поверхностного источника – реки Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района через водозабор № 1. Питьевая вода не соответствует гигиеническим нормативам качества и не может использоваться в питьевых целях без предварительной водоподготовки, поскольку не безвредна по химическому составу, имеет неблагоприятные органолептические свойства, опасна в эпидемиологическом отношении. Создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, использующих данную воду в питьевых целях. Согласно протоколам испытаний проб водопроводной воды наблюдаются несоответствия гигиеническим нормативам по показателям: мутность, цветность, окислитель перманганатный, железо (п.п. 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»). За допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства постановлением территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах ООО «ЖКХ Волна» 28.07.2011 было привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. Прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, действуя в рамках предоставленных ему статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочий, 01.03.2012 обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «ЖКХ Волна», администрации Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района о возложении обязанности по проведению комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды. Просил обязать ООО «ЖКХ Волна» и администрацию Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района в срок до 01.07.2012 провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению поселка Нижняя Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района, по показателям: мутность, цветность, окислитель перманганатный, железо, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования уточнил, просил установить срок для исполнения решения суда до 01.01.2013. Уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Представитель администрации Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района Хлямова З.А. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что для решения вопроса по приведению воды в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами требуются денежные средства в сумме 23500000 рублей, которые в бюджете поселения отсутствуют. Действие областных программ приостановлено в связи с финансовыми трудностями. Представитель ответчика ООО «ЖКХ Волна» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица территориального Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском и Вытегорском районах в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом принято приведенное решение. В апелляционной жалобе администрация Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района, ссылаясь на доводы, приведенные в ходе судебного разбирательства, просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, полагает решение подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм материального права. Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения, а также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов. Согласно пункту 3 части первой статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд (пункт 2 статьи 27 Водного кодекса РФ). В соответствии со статьями 2, 6 и 27 Водного кодекса Российской Федерации, со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях реализации полномочий органов местного самоуправления Белозерского муниципального района в области водных отношений, на основании статьи 18 Устава Белозерского муниципального района решением Представительного Собрания Белозерского района утверждены Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Белозерского муниципального района, для личных и бытовых нужд. Согласно подпункту «б» пункта 1.8. указанных Правил юридические и физические лица при использовании водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения и засорения используемых для личных и бытовых нужд водных объектов. Как установлено статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно статье 19 указанного Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4). В силу пункта 2 статьи 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Из материалов дела следует, что на основании договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению по водоснабжению, сбору и вывозу ТБО от 11.01.2009, заключенному с администрацией Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ Волна» приняло на себя обязательства по содержанию муниципального имущества (внешние сети водоснабжения, водозабор очистные сооружения) в том числе и по водоснабжению населения поселения. Пунктами 2.2.1., 2.2.2. договора предусмотрена обязанность Общества в течение срока действия договора предоставлять в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и обеспечивать население и предприятия, расположенные на территории поселка Нижняя Мондома водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил; содержать в исправном состоянии переданные ему водопроводные сети и водопроводные колонки. Кроме того, 27.11.2009 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (Уполномоченным органом) и ООО «ЖКХ Волна» (Водопользователем) заключен договор водопользования № 35-08.01.02.003-Р-ДХВО-С-2009-00511/00, предметом которого является предоставление Уполномоченным органом в пользование Водопользователя реки Мондома с целью забора воды для хозяйственно-бытовых и производственных нужд. Пунктом 19 указанного договора предусмотрена обязанность Общества вести регулярное наблюдение за состояние р.Мондома и ее водоохраной зоной по программе № 130/2009, согласованной 30.09.2009 Отделом водных ресурсов ... и передавать результаты наблюдений в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и Отдел водных ресурсов ..., а также содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и расположенные на водном объекте гидротехнические и иные сооружения. Ответчики в судебном заседании не отрицали, что подаваемая питьевая вода в существующие системы водоснабжения в указанном населенном пункте не соответствует качеству питьевой воды. Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28). Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, исходя из доказанности факта нарушения ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства в границах поселка Нижняя Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района, необеспечения жителей указанного поселка доброкачественной питьевой водой, влекущего нарушение их прав, обязал орган местного самоуправления – администрацию муниципального образования «Куностьское сельское поселение» Белозерского района и общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ «Волна» устранить допущенные нарушения законодательства в области охраны водных объектов путем проведения комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению п.Нижняя Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области. Вместе с тем, принимая данное решение, суд первой инстанции не учел, что вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации. Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 3 статьи 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится в частности право разработки, утверждения и реализаций региональных программ обеспечения благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1134 (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 24.102011 № 1345) утверждена долгосрочная целевая программа "Вода Вологодчины" на 2011 - 2020 годы. Целью программы является обеспечение питьевой водой населения, сохранение, восстановление и эффективное использование водных ресурсов области, снижение загрязнения водных объектов и негативного воздействия вод на объекты экономики и жизнедеятельности населения области. Одной из задач программы является снижение уровня загрязнения водных объектов, в том числе за счет выполнения комплекса работ по реконструкции, ремонту и строительству очистных сооружений и сетей канализации, обустройства водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ. В том числе программа предусматривает реконструкцию водозаборных очистных сооружений в п.Нижняя Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района в 2011-2012 г.г. и в 2015-2020 г.г. за счет средств областного бюджета (субсидий). Текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, а по соответствующим мероприятиям Программы - ответственные исполнители. Начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты реализации Программы. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области осуществляет управление исполнителями Программы, обеспечивает подготовку предложений по объемам и условиям предоставления муниципальным образованиям средств областного бюджета для реализации Программы и определяет пообъектный перечень мероприятий Программы. Органы местного самоуправления участвуют в реализации мероприятий Программы в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий Программы (приложение 3 к Программе) на основании заключенных соглашений. Объемы финансирования мероприятий Программы сформированы с учетом требований к уровню софинансирования за счет средств областного бюджета расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий Программы. Из материалов дела следует, что администрацией Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района принимались меры по обеспечению населения п.Н.Мондома качественной питьевой водой в пределах предоставленных полномочий, однако проведение всех мероприятий в указанной области она обеспечить не имеет возможности ввиду отсутствия финансовой возможности, недостаточности собственных бюджетных средств и выделяемых субсидий. Соответственно, незаконное бездействие в данном случае отсутствует. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Заявляя требования о понуждении к совершению действий, прокурор возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления в области осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, в области охраны водных объектов. Материальный закон для понуждения к совершению действий по соблюдению требований к качеству питьевой воды отсутствует. Кроме того, конкретизируя положения статьи 12 Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10,14,15,28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда. Ввиду того, что для признания оспариваемого прокурором бездействия органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие бездействия закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, а в данном случае такая совокупность отсутствует, оснований для удовлетворения заявления прокурора к администрации Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района не имеется. Судебная коллегия также полагает, что факт низкого качества питьевой воды в п.Н.Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района не связан с ненадлежащим исполнением своих договорных обязанностей обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ Волна». Доказательств обратного суду не представлено. Об этом свидетельствует и ответ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловской Белозерском, Вашкинском и Вытегорском районах № 120 от 17.02.2012 из которого следует, что проведенные работы на очистных сооружениях водопровода в п.Н.Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района на сумму ... не привели и не могут привести к улучшению качества питьевой воды, поскольку в первую очередь должны быть выполнены работы по реконструкции очистных сооружений водопровода, замена и установка оборудования для очистки воды. Таким образом, поскольку проведение мероприятий по улучшению качества питьевой воды в п.Н.Мондома Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района напрямую зависит от реализации долгосрочной целевой программы «Вода Вологодчины», требования прокурора о возложении обязанностей по проведению указанных мероприятий к данному Обществу также не основаны на законе. При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Белозерского районного суда от 25.04.2012 – отменить. В удовлетворении заявления прокурору Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Волна», администрации Куностьского сельского поселения Белозерского муниципального района о возложении обязанности по проведению комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды – отказать. Председательствующий: Г.А. Охапкина Судьи: О.В. Жидкова М.В. Соколова